За проезд! Транспорт в Киеве стал дороже, чем в Праге или Варшаве

15 июля 2017, 11:42

В Киеве подорожал проезд в транспорте. Фото: архив

Заходит в автобус пьяный мужик, достает бутылку водки, стакан, наливает и сидит. Народ в автобусе, естественно, на него смотрит, а мужик замер и сидит. Идет кондукторша: Передаем за проезд! Мужик очнувшись: О! За проезд! И выпивает.

Сегодня есть повод. Киевский общественный транспорт подорожал и перестал быть самым дешевым в Европе. Причем обогнали мы не относительно скромные балканские столицы (их цены я просто не знаю), а Прагу и Варшаву. При этом качество нашего транспорта почти не изменилось – в Киеве оно худшее из всех европейских столиц.

Реклама

Проезд у нас подорожал на 1 гривню. Это много – на 20-25%. Месячный проездной на все виды транспорта, но не захватывающий маршрутки, стоит теперь у нас 710 грн.
Месячный проездной в Праге – 550 крон (620 грн), в Варшаве – 98 злотых (690 грн). В Будапеште пока дороже, чем у нас, – 9500 форинтов (950 грн).

Можно подумать, что разовый проезд у нас пока дешевле. Но эта дешевизна мнимая. Разовый проезд у нас стоит от 4 до 7 гривен. В перечисленных европейских столицах разовый проезд от 25-35 грн. Но киевлянин, как правило, на работу доезжает двумя-тремя видами транспорта (маршрутка-метро-автобус). В сумме поездка стоит 12-17 гривен. А в Европе разовый билет действует не один проезд, а определенное время, как правило, 90 минут. Прага, Варшава, Париж – за полтора часа можно без спешки добраться до любой точки в городе. У нас тоже можно. Но у нас надо платить при каждой пересадке.

Так что и по стоимости разовой поездки разница между нами и другими столицами Европы уже менее, чем в два раза. Но у нас нет никаких групповых билетов, никаких скидочных вариантов (эксперименты пока не считаем), нет квартальных и годовых билетов, стоимость проезда по которым в пересчете на одну поездку оказывается вообще мизерной.

Реклама

При этом наш наземный общественный транспорт ужасен. Его основа – отвратительные маршрутки, часто грязные, пыльные, поломанные, с неопрятными водителями. В них неудобно и неприятно ездить. Да что там, в них просто страшно ездить. Ну и ко всему прочему, в маршрутках не действуют проездные билеты, а цена традиционно на 30-50% дороже, чем в коммунальных автобусах или метро.

Пассажиры наземного транспорта в Киеве лишены возможности знать расписание движения. Непонятно, почему так сложилось с этим, тем более, что сам транспорт (включая маршрутки) расписания придерживается, и даже поминутного.

Система оплаты проезда у нас архаична: продажа разового билетика кондуктором или самим водителем. Кстати, во многих европейских или американских городах водители тоже продают билеты. Но эта продажа максимально автоматизирована (деньги – в ячейку, из щели – билет), а сам билет стоит дороже, чем, если бы он был куплен заранее. (В Париже 2 евро против 1,45, а в городах США водитель официально не дает сдачу, получая округленную в большую сторону сумму.)

Реклама

Но есть в нашем общественном транспорте и хорошее. Причем во многом это хорошее проистекает от недостатков.

У нас сравнительно неплохое метро. Чистое, ходит равномерно, закрывая пики. Но станции по городу расположены редко, и метро почти не используется для коротких поездок, а в основном для доставки людей из спальных районов в центр и обратно.
У нас очень густая сеть маршруток. Даже, может быть, излишне. Они очень распространены, опутали извилистыми маршрутами весь город. Невзирая на низкое качество сервиса, они массово используются, и, пожалуй, киевляне будут против полной ликвидации сети маршруток. А крупными автобусами ее покрыть невозможно.

При всем этом ясно одно. Наш общественный транспорт уже собирает достаточно денег с пассажиров, чтобы в нем стоило навести порядок и добиться европейского качества сервиса. На дешевизну теперь кивать не стоит, уже – не дешево.