Зачем нам майские праздники?

7 мая 2017, 07:41

Когда в начале года глава института национальной памяти Вятрович грозился реформировать украинский праздничный календарь, меня изумил один момент. Среди моих знакомых – и близких, и дальних, и шапочных -наибольшее возмущение вызвало предложение отменить майские праздники. Хоть тот же Первомай – празднество условное, и не зря в наши дни его именуют украинским народным праздником Похороны картошки!

Но еще удивительнее, что празднование майских дней словно заложены в нашу ментальность.

Реклама

Не важно как в каком веке именовали праздники мая – важно, что мы празднуем их уже тысячу лет!

И все эти дни объединены одним названием Русалии.

В наше время немногие помнят о празднике Русалии. Еще меньше людей знают, что, например, Новый год – это тоже Русалии!

Реклама

Но прежде чем позабыть имя одного из древнейших киевских праздников, о котором мы (редкое везение!) знаем удивительно много – его отмечали не меньше тысячи лет!

Русалии известны еще в княжеском Киеве, и впервые упомянуты в Повести временных лет под 1067 годом, да и позже под 1174 в Ипатьевской летописи мы читаем:  "…у владимира была болезнь тяжкая, с ней он и сконал мая 10-го. Представился на русальской неделе".

Впоследствии празднество многократно обличают во всевозможных грехах:

Реклама

"Русалии о Иоаннове дни и навечерии рожьства Христова и богоявления: сходятся мужие и жены и девицы на ночное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на богомерские дела",  - пишет Стоглав.

Так, мы узнаем, что Русалии празднуются дважды в году – летом и зимой . "Иоаннове дни" – это Ивана Купала, "навечерии рожьства Христова" –  Рождество (Забавно, что и сейчас и тысячелетие спустя мы отмечаем их столь же бурно!)

Но и в том и в другом случае Русалии – не один праздничный день, а целый цикл ритуалов, период с единым названием – Зеленые святки и Зимние святки.

Зимний цикл: Варвара и Никола Зимний, Новый год, Рождество, Василь и Маланка, Крещение, Власий – сохранился лучше и почти полностью воскрешен в наши дни.

Зеленый цикл – почти позабыт, за исключением самого дня Ивана Купала.

Тем невероятнее и неоспоримее факт…  каждый год, когда кто-то ругает зимние или майские праздники – этот период всеобщего радостного безделья, я думаю, что Русалии словно зашиты в наш генетический код – давно позабыв и их имя, и аграрный цикл, с которым связана эта магия предков, мы упрямо гуляем (с небольшими перерывами на работу) зимой и весной-летом, успешно изобретая все новые поводы, от майских праздников 1-9 мая до Дня Киева! (И лучшее тому доказательство – факт, что в Киеве всегда праздновали 1 мая, – как бы его не называли, день труда, день студента или майский "шабаш" в Шулявской роще).

Почему именно эти дни?

И в период зимних и в период вешних Русалий у наших предков не было тяжелых работ. В первом случае урожай уже собран, во втором уже посеян. И наступает период аграрной магии, когда ты ворожишь на будущий урожай и на его увеличение, на что и направлены все ритуалы святок. Или вызываешь дождь с помощью ритуальных песен и плясок.

Последними дням посевов у нас считался праздник Бориса и Глеба, первый сбор урожая – начинался только после Петровок.

Что оставалось делать в промежутке?

Гулять-веселиться и молиться, дабы посевы взошли…

Что нужно было для этого?

Доброе солнце и регулярный полив!

Русалии потому и назывались Русалиями – русалки отвечали за полив и за всходы ростков. А гулять-веселиться и молиться было когда-то, представьте себе, словами-синонимами. т.к. веселье было связано со множеством водных и огненных – магических ритуалов!

У колодца

Считается, что исконные дохристианские Русалии произошло от римских Розарий, праздника цветения роз. Воропай отмечал, что в Украине Русалии официально начинаются только тогда, когда зацветает жито.

Именно в жите по украинским поверьям и обитают русалки. Именно в жито – даже в наше время сельские бабушки не пускают на розыгры маленьких детей.

С началом цветения открывается земля и из нее на поверхность выходят души предков – в виде русалок-вил.

Вешние Русалии начинаются с первого майского цветения, заканчиваются перед сбором первых плодов – и подразумевают период всевозможного колдовства для получения урожая – от призывов помощников предков до брачного обряда соития на Купалу. Потому весьма характерно для этого периода, убеждение, что на Русалии русалки заманивают парней, чтобы… заняться с ними сексом! Равно как и вера девушек, что в обмен на подарок русалка поможет приворожить приглянувшегося парня!

Первой целью всех русальских обрядов-молений – был вызов дождя.

Как важен для будущего урожая полив с мая по июнь знают даже современные дачники. Еще лучше это знали наши предки!

"В 1145 году… по причине страшных засух весною и ливней летом и осенью" на Киевскую Русь пришли всевозможные бедствия. "В конце княжения Всеволода Ярославича (ум. в 1093 г.) Приднепровье постигли засухи, от которых загорались леса и болота, а за ними — неизменные последствия: голод и мор, т. е., по всей вероятности, повальный тиф, настолько свирепый, что в одном Киеве, в срок "отъ Филиппова дня (14 ноября) до мясного заговѣнья" было продано семь тысяч гробов…" (Амфитеатров)

Засуха весной – означала гарантированные голод и смерть зимой.

Потому в мае-июне было так необходимо призвать жизненно важную воду с небес! Потому ради вызова дождя готовы были петь и плясать до упаду, и заключать договора с русалками, и топить местных ведьм.

И потому по окончанию Русалий, после Купалы и Петровок, когда приходила пора сбора урожая – русалкам устраивали ритуальные проводы, изгоняли их из домов и селений. Ведь летние ливни (способные уничтожить уже созревающий урожай) были столь же губительны, как и весенняя засуха.

Из "Азбуки Киевских чудес"