Закон о судоустройстве хотят принять, как меняли закон под Луценко

2 июня 2016, 08:33

Нынешняя власть вместо реформирования судебной власти сорвала ее работу. Сначала они реорганизовывали судейский корпус через закон "О возобновлении доверия к судебной власти в Украине" (№1188-VII от 08.04.2014). Потом они использовали против судебной власти закон "Об очищении власти" (№1682-VII от 16.09.2014). Венецианская комиссия сто раз говорила, что этого нельзя делать, потому что для судей должна быть абсолютно другая процедура. Дальше они приняли закон "Об обеспечении права на справедливый суд" (№192-VIII от 12.02.2015). Это была третья волна. И все это привело к тому, что больше двух лет после Революции Достоинства просто потратили на разговоры о судебной реформе.

Сегодняшними изменениями в Конституцию по части правосудия и принятием нового закона "О судоустройстве и статусе судей" власть планирует запустить четвертую волну борьбы с правосудием в украине. Абсолютно очевидно, что вместо реформирования и очищения судебной ветви власти и судейского корпуса, они пытаются в полной мере подчинить себе судебную власть в целом и каждого отдельного судью. В связи с тем, что предыдущие три волны не увенчались успехом, сегодня они хотят принять изменения в Конституцию и сразу новый закон о судоустройстве и статусе судей пакетом. Вы же понимаете, что изменения в Конституцию вступают в силу в установленном порядке. Или они опять за час должны принять, подписать и опубликовать закон, как это было с изменениями в закон о прокуратуре во время назначения теперешнего генпрокурора? Ст.19 Конституции четко определяет: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины". Сегодня они хотят пакетом голосовать изменения в Конституцию и закон о судоустройстве, который на момент его принятия не будет соответствовать действующей Конституции. Делают, что хотят, несмотря на установленный порядок принятия закона. 

Реклама

Несмотря на некоторые прогрессивные и положительные нормы, предложенные президентом в конституционных изменениях, их реализация затянется на годы. К примеру, новый орган Высший совет правосудия (по сути, заменит Высший совет юстиции – Ред.), который будет отвечать за формирование высококачественного и добропорядочного судейского корпуса, избрание судей бессрочно (у президента останется церемониальная роль выдачи указа о назначении – Ред.), увольнение и перевод судей реально появится в Украине только весной 2019 года. Согласно изменениям к разделу XV Переходных положений Конституции, избрание и назначение членов Высшего совета правосудия должно состояться не позднее апреля 2019 года.  До этого его функции будет осуществлять нынешний Высший совет юстиции. Правда, за исключением членов Высшего совета правосудия от съезда судей, которые должны быть выбраны не позднее чем через три месяца после вступления в силу закона о Высшем совете правосудия. То есть, все остаются на месте в Высшем совете юстиции, кроме представителей судебной власти – их нужно менять. 

Такая же ситуация и с сегодняшним правом президента создавать, реорганизовывать и ликвидировать суды. До внедрения нового административно-территориального устройства Украины, согласно изменениям в Конституцию Украины по части децентрализации, но не позднее конца 2017 года, суды будут создаваться, реорганизовываться и ликвидироваться указами президента, а не законом. Более того, изменениями в ст. 106 Конституции предлагается изъять скрепление таких президентских указов подписями премьер-министра, и, скажем, министра юстиции. Президент будет выдавать такие указы даже не по представлению Высшего совета юстиции, а только по факту консультаций с ним.

Растянется на годы и обязательное оценивание оставшихся 7 тыс судей в Украине. Более того, Венецианская комиссия несколько раз настаивала на том, что оценивание судей не может использоваться как инструмент ответственности, а должен быть процедурой карьерного роста, поощрения и т.д. Так как сегодня написано, это форма работы с судьями, которая предусматривает применение ним реальной ответственности вплоть до увольнения с должностей. То же касается и антикоррупционных и патентных судов: пока они будут созданы, организованы и реорганизованы – пройдут годы. Практически они сводят на нет административную юстицию. Вместо этого предлагают нам создание через годы мифических антикоррупционных и патентных судов.

Реклама