Запад поможет, или Об ущербной самоидентификации украинцев

8 февраля 2016, 09:41

Говорят, что из-за раскола в правительстве и громкой отставки министра экономики Айвараса Абромавичуса, которые подчеркнули пробуксовку реформ в Украине, дальнейшая помощь Международного валютного фонда находится под вопросом. А следующего транша, поступление которого президент Петр Порошенко обещал уже в феврале, может вообще не быть.

Давайте не будем драматизировать грызню наших "элит". Запад недоволен украинской верхушкой, но не бросит нашу страну.

Реклама

Деньги в этом году обещали немалые. От МВФ, конечно, не 7 млрд. долларов, о которых говорил Порошенко, а в пределах максимум 5,8 млрд. (см. колонку "Миллиарды долларов, которые у народа не отнять" от 27 января; 29 января министр финансов Украины Наталия Яресько озвучила именно эту сумму).

Плюс к этому связанные с помощью от МВФ кредиты. Правительство рассчитывает (или, точнее, хотело бы) получить кредиты на общую сумму до 10 млрд. долларов: от МВФ, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, ЕБРР, ЕС, США, Японии, Швейцарии, Германии и т. д.

Почему Запад обязательно будет помогать? Потому же, почему помогал при всех без исключения президентах Украины. Начиная с Кравчука, продолжая Кучмой, Ющенко и Януковичем.

Реклама

Потому что помогает даже откровенно диктаторским режимам африканского континента. Уж эти-то разворовывают деньги похлеще украинских чиновников, оставляя голодающим и больным соплеменникам жалкие крохи. Из-за чего Запад испытывает большие моральные переживания, выплескивающиеся в выражениях обеспокоенности, но деньги дает.

Выделю две причины. Первая – сознательный гуманизм Запада. Вторая – его же бессознательный страх.

Богатые страны идентифицируют себя как мировых благотворителей, от чьей доброй воли зависят решения о выделении помощи бедным странам и даже о прощении им долгов в тех случаях, когда деньги потрачены, а жизнь в этих странах лучше не стала и займы отдавать нечем.

Реклама

Богатые государства, согласно уже сложившейся традиции, не станут спокойно наблюдать за тем, как прозябает в нищете многомиллионный народ. Продолжительные боевые действия на значительной территории государства, миллионы беженцев внутри страны – это уже довольно веская причина для того, чтобы оказывать помощь.

Но чем дальше, тем больше не человеколюбие будет движить Западом, а страх перед пока непредсказуемыми катаклизмами, начало которых уже положено иммигрантами. Украинцы, конечно, тоже европейцы, но и они Европе с ее экономическими и политическими проблемами ни к чему.

Богатым странам придется потратить очень много средств для построения прочной системы политического и экономического взаимодействия с бедными государствами таким образом, чтобы закрыть двери перед новыми иммигрантам. Тем более что рост иммиграции не влияет на решение проблем тех стран, откуда они бегут.

Жаль, что наша бедность начиналась в головах, причем, с точки зрения истории, совсем недавно. Накануне обретения независимости мы были уверены в том, что Украина – богатая республика, которая все отдает Москве, а тем временем промышленность, сельское хозяйство и наука у нас самые-самые.  

А теперь я не знаю, получится ли когда-нибудь вычеркнуть из нашего национального самосознания укоренившееся в нем представление о том, что Украина – бедная страна.

Экономические потрясения и повальное обнищание начала 1990-х напрочь лишили украинцев важнейшего чувства самодостаточности, вбив в головы новую идентичность – граждан бедной страны. На уровне всей нации и в крови у подрастающего поколения!

Нам внушили, что мы не дураки, не тунеядцы, не воры – а обычная бедная страна. Это наш крест, наша болезнь, наша безысходная участь. Наш статус бедной страны даже как-то оправдывает и коррупцию, и социальную несправедливость – те явления, которые еще четверть века назад были чужды нашему обществу, но зато присущи бедным странам Азии, Африки и Латинской Америки.

Соответствующая самоидентификация диктует и политическое поведение Украины на мировой арене – поведение попрошайки. Но даже баснословные для нас 10 млрд. долларов – от всех кредиторов вместе взятых – для них самих не такие большие деньги, чтобы не брать на душу возможную экономическую катастрофу в нашей стране. Во столько некоторые аналитики оценивают состояние одного только претендента на пост президента США Дональда Трампа.

Тем более, Украина должна возвращать набранные кредиты, если – с такой ущербной самоидентификацией – не дойдет до ручки.