Запад – Россия: украинский фактор

18 июля 2016, 15:06

Одним из итогов Варшавского саммита НАТО стало более внятное и публичное осмысление Западом природы и целей российской внешней политики и переформатирование отношений с Москвой – от партнерства и сотрудничества к фронтальному сдерживанию и диалогу. Впрочем, последующее заседание Совета Россия-НАТО в Брюсселе 13 июля, показало, что диалог идет на абсолютно разных языках, в разных ценностных координатах и понимания весьма трудно достичь по всему спектру проблем – от "украинского вопроса" до безопасности полетов над Балтикой.

Впрочем, для Украины "добавленная стоимость" саммита очевидна и весьма весома. Во-первых, Альянс четко и недвусмысленно зафиксировал позицию относительно российско-украинского конфликта. В совместном Заявлении Комиссии Украина-НАТО на уровне глав государств и правительств говорится о том, что Альянс поддерживает территориальную целостность Украины и не признает, и не будет признавать "нелегальную и незаконную аннексию" Крыма; агрессивные действия России подрывают суверенитет Украины – и Россия должна прекратить поддержку боевиков, вывести свои войска и технику с украинской территории и восстановить контроль Киева на границе с РФ.

Реклама

Во-вторых, НАТО предоставил Комплексный пакет помощи – около 40 направлений материально-технической и финансовой помощи – от логистики и разминирования до тылового обеспечения и кибербезопасности. Альянс так же открыл возможность присоединения Киева к Программе усиленных возможностей, что предполагает новое качество сотрудничества. В третьих, (что важно!) Альянс заявил, что "восстановление законности и конституционного порядка" в ОРДЛО возможно при условии обеспечения "эффективной и продолжительной безопасности", а выборы будут проведены по украинскому законодательству под мониторингом ОБСЕ. И это можно рассматривать как четкую поддержку позиции Украины.  

Кроме того, совместное Заявление Комиссии Украина-НАТО говорит о том, что уже ныне какой-либо кулуарный торг между Россией и Западом типа – "Украина в обмен на Сирию и борьбу с ИГИЛ" невозможен. 

Важно и то, что в рамках Саммита состоялась встреча "большой пятерки" (США, Италия, Франция, Британия, Германия) и Украины. Цель – скоординировать усилия по выполнению Минских соглашений. Запущен консультационный механизм для разработки соответствующей "дорожной карты" по обеспечению безопасности на Донбассе. Очевидно, что это не альтернатива нормандскому формату с участием России, а скорее международный механизм давления на Москву. Однако, расширение переговорных каналов, и прямое подключение Вашингтона, Лондона и Рима к процессу консультаций по Донбассу – безусловно, выгодный для Украины дипломатический ход. Т.е. речь идет о "интернационализации" процесса урегулирования ситуации на Донбассе за счет союзников Киева.       

Реклама

Есть основания полагать, что саммит в Варшаве в значительной степени оправдал ожидания Украины в политическом и военном плане. При этом, учитывая сегодняшние реалии, вовсе не стоило рассчитывать на какие-то заявления или решения по поводу перспектив членства Украины в Альянсе.

Украинская тема была "лакмусовой" и весьма показательной на заседании Совета РФ-НАТО. На этой встрече российская сторона в лице постпреда Александра Грушко "указала" Альянсу на то, что его военно-политическая поддержка украинских властей подыгрывает "партии войны" в Киеве, подогревает реваншистские устремления. Вот так-то! Оказывается, что страна, противостоящая агрессии сама является агрессором и жаждет реванша. Оказывается, что попытки вернуть мирным путем оккупированный Россией Донбасс – это не что иное, как реванш киевской военщины.

Подобного рода диалог в кардинально разных "ценностных режимах" происходил и на очередном заседании трехсторонней контактной группы в Минске, которое завершилось с нулевой суммой.     

Реклама

Другой коммуникативной акцией в формате Запад – Россия стал визит в Москву госсекретаря США Джон Керри 14 июля. Этот вояж можно расценивать и как попытку Запада соблюсти некий баланс между сдерживанием и конструктивным диалогом, и как намерение в неконфронтационном формате разъяснить позиции и решения НАТО, и как сигнал к тому, что диалог возможен и нужен.

Некоторые наблюдатели поспешили окрестить саммит НАТО историческим. Время покажет, насколько справедлива эта несколько пафосная характеристика, однако, вполне очевидно, что решения Варшавского саммита в ближайшей перспективе будут определять специфику, характер и атмосферу отношений Запад-Россия. С другой стороны, для Украины в условиях российской агрессии политическая поддержка и практическая помощь Альянса, безусловно, крайне важна.  

При этом стоит напомнить, что именно НАТО на Варшавском саммите, настойчиво призывал Украину, несмотря на сложные условия, ускориться в проведении внутренних реформ, в т.ч. по борьбе с коррупцией, оборонной и судебной реформе, макроэкономической стабилизации, децентрализации. И это очевидное условие эффективности западной помощи.