Ждем, чтобы китайцы построили метро на Троещину

28 мая 2017, 07:56

…а с развязкой на Шулявке мы и сами разберемся.

Первый вице-премьер Кубив съездил в Китай и рассказывает, что китайцы построят мост около Кременчуга и дорожную развязку на Шулявке. Он договорился.

Реклама

Несколько раньше в Китай ездил зам. киевского мэра Илья Сагайдак, и потом рассказывал нам, как он договорился с китайцами строить Кольцевую дорогу в Киеве, дорогу на Бровары и дорожную развязку на Шулявке.

Приезжали китайские делегации и в Киев не раз. Встречались с Кличко и его замами. Проявляли интерес к строительству у нас школ, больниц, спортивных сооружений. Ну и, конечно, брались строить метро на Троещину, с Подольско-Воскресенским мостом через Днепр включительно.

Знаем мы и другие проекты, за которые с удовольствием взялись бы китайцы: мусороперерабатывающие заводы, дороги в любых объемах и конфигурациях, сельское хозяйство в любых масштабах… А вспомним чуть-было не начавшуюся стройку монорельсовой дороги на аэропорт Борисполь. Слава богу, что проект имени беглого Каськива почил с миром. Хотя иногда его и сегодня достают из-под сукна, когда надо на очередных переговорах китайцам показать наших планов громадье.

Реклама

Так почему же китайцы все еще ничего не строят в Украине? И стоит ли ждать чего-то реального от многочисленных переговоров с китайскими делегациями? Ведь так все хорошо складывается. Китайские компании и технологиями прекрасно владеют, и опыт немалый, да еще и финансирование обеспечивают в виде своих же  кредитов.

Есть такая прописная библейская истина: бойтесь данайцев, дары приносящих. В мировой экономике данайцы – это Китай. Китай построил всю Африку: дороги, порты, транспортные системы, даже целые города построены китайцами, за счет китайского капитала. Сейчас вся Африка по гроб жизни должна Китаю.

Китайские корпорации по всему миру борются за заказы. Сами ездят внушительными делегациями. К себе в Китай чиновников разных стран приглашают. Везут за счет китайского налогоплательщика, селят в лучших отелях, кормят в лучших ресторанах… Киев и Украина – в орбите интересов Китая, потому что у нас много потенциальных проектов.

Реклама

Но не строит ничего у нас Китай. Потому что одно из основных условий их работы – свои деньги они платят себе же. Дают кредит – этот кредит почти на 100% осваивает китайский генподрядчик. Местные разве что за песок и щебень деньги получат. И то вряд ли. Китайцы не постесняются баржу песка из Китая пригнать.

В итоге страна заказчик получает объект, а с ним огромный долг и на аналогичную сумму вымытые из экономики деньги, да еще в твердой валюте. По сути, объект обходится народу страны-заказчика вдвое дороже реальной стоимости.

Поэтому кредиты под проекты у Китая берут в основном страны Африки, которые хорошо знают, что ни при каких условиях сами не справятся, а финансовая кабала им привычна и не страшна.

Поэтому все переговоры с китайцами – пока что пустые слова и вежливое расшаркивание. Наш Минфин сделки с китайцами одобряет крайне неохотно, а Кабмин редко дает  госгарантии под такие кредиты. А без госгарантий китайцы и гвоздя не вобьют.

И я тоже против привлечения китайского бизнеса к нам на их условиях. Не менее, чем построить инфраструктурный объект, нам надо загрузить работой и деньгами собственную экономику.

Но есть один объект, в котором мы беспомощная Африка. И без китайцев на любых условиях нам не обойтись. Это многострадальная линия метро на Троещину. Вот этот объект надо срочно отдать китайскому подрядчику под китайский кредит. Пусть построят нам его под ключ. Очевидно, что сами мы не уже не справились.

Ждем, чтобы китайцы построили метро на Троещину. А с развязкой на Шулявке мы и сами разберемся. Подумаешь, бином Ньютона.

А зона свободной торговли и безвизовый режим с Китаем? Конечно, почему нет?