Жизнь на Донбассе: Люди не меняются

11 апреля 2016, 15:21

Рынок на 3-м км в Луганске во все времена был Меккой для колхозников. Размытый, как чернильное пятно без четких границ. И при формате рынка животноводческой и сельхоз продукции там можно купить и трусы, и носки, и старый велосипед… Наверное, все это где-то как-то тоже из жизни тех самых колхозников, которых давным-давно нет. Рынок работает только по выходным. Огромная площадь, которую условно можно разделить на несколько секторов – животные, корма, саженцы-рассада, продукты питания, и все остальное. Все остальное – это товары с тряпочек, среди которых можно найти поистине невероятные вещи от совершеннейшей ерунды до настоящего хрусталя, кобальтовой посуды, медицинских клеенок, запчастей к давно несуществующей технике и всего остального. Торгуют буквально всем, что годами накапливалось дома, перекладывалось с места на место от того, что жаль выбросить и а, вдруг, все-таки когда-нибудь пригодится…

Кроме автомобильного сообщения с рынком добраться туда можно было на самом надежном транспорте столетия – таком же стареньком, но исправно работающем трамвае марок "1" и "2". Трамвай делал там круг и стучал назад по рельсам, перевозя стариков, мешки с зерном, живность, деревья и цветы, а вокруг трамвайных путей вовсю шла бойкая торговля с этих вечных тряпочек. Вечных, как и этот рынок, этот трамвай и такие вечные старики – во все времена неутомимые, с натруженными, черными от земли мозолистыми руками, с большей заботой относящиеся к купленным цыплятам, чем к себе. Казалось что все это – рынок, люди, трамвай – навсегда. Так было всегда, и искоренить это невозможно. Трамвай перестал ходить с июля 2014 года. Как и весь городской электротранспорт. Трамвай по этому маршруту так и не запустили. Это действительно бюджетный маршрут – возил только стариков. Трамвай "единичка" ходил раз в полчаса. Набивался битком по выходным. После этих утренних рейсов пол-трамвая было усыпано зерном. А водители, стойкие ко всему, украшали свою кабину в зависимости от сезона – живыми цветами или искусственными, елочными игрушками или открытками, добавляя немного дома на рабочее место. Трамвай шел по живописному маршруту, соединяя старый город и новый, пересекая частный сектор и район модных многоэтажек. Вираж почти как по серпантину…

Реклама

Неужели все это было? Трамвайная троллея украдена. Рельсы ржавеют. По рельсам идут все те же старики, которые несут в руках мешки и саженцы, живность и рассаду. Кому лучше? Чтобы добраться до рынка, нужно иметь неслабое здоровье и выдержку. Или маршруткой доехать до моста через железнодорожные пути, а потом карабкаться наверх и вниз, или идти остановку пешком. Кому что покажется легче. Наверное, это не тот случай, когда удобства создаются для людей. Наверное, иначе никак. Или это никому не интересно. Нет трамвая, значит выход один – пешком. Что и делает рабочий люд, навесив на себя мешки с покупками и кудахчущей живностью. На рынок и с рынка. Там дешевле. Там больше выбор. Там есть торг. Там можно найти то, чего нет нигде.

Люди не меняются. Также рассчитывают на себя, также трудятся, планируют свою жизнь, надеясь на огороды, свои руки и свою выносливость. Рынок шумит как море, рынок шутит, живет, дышит. Нет саженцев черной смородины – говорят, с этим в "республике" кризис. Мицелии грибов, нутрии, "украшение двора" рыжие несушки, поросята с хвостиками-бубликами, козы, индюки, молоко и масло…И над всем этим звонкий голос торговки: "Крышки, кто не купил еще крышки! Российские! Краснодарские и ростовские! Подходим!" А так, все как всегда. Новые штрихи новой жизни. Без трамвая и с новой географией товаров. Только люди на все времена – труженики с мозолистыми и черными от земли руками.