Змеиное Воздвижение. Где живет Киевский Змей?

27 сентября 2016, 08:50

27 сентября – Воздвижение – третья встреча осени. С сегодняшнего дня ее власть единолична и неумолима.

А еще, по народным поверьям, в этот день змеи покидают землю – прячутся в глубокие норы или уползают по стволам деревьям на небо в Ирий (иной мир). В этот день небезопасно ходить в лес т.к можно встретить там целые змеиные полчища или угодить в змеиную яму. Особенно небезопасно, наверное, гулять по тем околицам Киева, где, по легендам, жил Киевский Змий и до сих пор можно увидеть его глубокие норы....

Реклама

Существует красивая легенда. Землю опоясывает змея, кусающая сама себя за хвост – символ вечности и бессмертия природы. Место ее укуса находится на легендарной Лысой Горе. А Гора стоит в Киеве.

Легенда эта недавнего приобретения, но она хороша уже тем, что красиво увязывает в одно кольцо два главных киевских мифа Киева – Лысые Горы и Змей.

"Из логова змиева, из города Киева – пишет поэт Гумилев, точнее о нашем граде не скажешь.

Реклама

Змей то похищал местных женщин, то вступал с ними в любовную связь, то помогал местным князьям, то погибал от рук местных богатырей, но в итоге оказывался совершенно бессмертным!

Не будет преувеличением сказать словами Маши Ковалевой из моих "Киевских ведьм": Змей проползает через всю историю Киева. Собственно, с него-то и начинается наша история.

Легенда об основании Города гласит:  однажды, на киевские земли пришли три брата: "…один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь". 

Реклама

В те годы на киевских землях обитал древний Змий, считавшийся непобедимым. Но старший из трех братьев-основателей Киева – брат Кий – сумел одолеть чудище. Поработив, Кий запряг Змея в плуг и вспахал на нем землю – так вокруг Киева образовались знаменитые Змеевалы, которые можно увидеть до наших дней.

Да и сам сползающий вниз, к Подолу, от первого града Кия легендарный Андреевский спуск, если взглянуть на него с высоты небес, имеет столь ярко выраженный змеиный изгиб, словно то не улица вовсе, а след от тела огромной Змеи.

"Андреевский спуск"

И самое важноев этой истории то, что князь вовсе не убивает чудовище, а использует его для собственных нужд – чудище помогает ему строить Город!

В данном случае Кий (kuj) – отождествляется с классическим кузнецом-богатырем, победителем змея.

Из всех кочующих легенд Киева – эта самая непоседливая. В иных вариантах змея запрягают в плуг былинный  богатырь Никула Селянович, Никита (Кирилла) Кожемяка, святые Борис и Глеб, либо святые Косьма и Демьян (которые так же оказываются богатырями-кузнецами)

Персонажи меняются – Змей остается, как главный и неизменный персонаж – истинный коренной киевлянин, обитавший здесь задолго до самого Кия.

Скорее всего, Змей Горыныч из сказок – стал стопроцентно отрицательным героем лишь после крещения Руси. А вот кем он был до того – вопрос любопытный!

И самый интересный из всех вариантов легенды, приведен Успенским. В ней святой Егорий-змееборец, впрягает в соху… святого Николая "и пашет на нем". Вариант почти абсурдный, если не знать, что именно св Николай стал после крещения заместителем языческого бога Велеса… А Велеса некоторые историки отождествляют со змеем…

Согласно любимой романтиками Велесовой книге, именно этот бог научил людей пахать землю, варить пиво, помог им овладеть всевозможными ремеслами и  ремеслам .

Кия  князя-основателя Киева – считают реальным историческим персонажем, а вот с его ближайшими родственниками дело обстоит не так просто. Имя Щек означает змей-дракон,  а гора Щекавица -  Змеиная гора. Согласно киевской легенде именно там находилась могила Вещего Олега, принявшего смерть от укуса змеи.  Впрочем, Рыбаков утверждал, что само название Змеиная гора-Щекавица спровоцировало киевлян привязать к ней змеиную легенду об Олеге похороненном, возможно, совсем в ином месте!

Так, по некоторым сведениям, могила Олега находится за нынешней Львовской площадью.

Впрочем, по Петрову и площадь, и Кудрявец, и все горы до Кирилловской церкви – считались в Киеве Змеиной землей.

"Кирилловский монастырь в Змеиных землях"

По киевской легенде, похищавший девушек Змий проживал в пещерах рядом с Кирилловской церковью. Логово Змиево именовалось Кирилловской или Гадючей пещерой. По мнению киевлян пещеры были старше самого Киева и – так глубоки, что вели прямиком в пекло (и да сам вход в ад на иконах "Страшного суда"  нередко изображался в виде огненной пасти огромного Змия).

Там же в змеиных пещерах киевляне XIX века безуспешно искали мифический клад гетмана Мазепы (столь огромный, что на него можно было купить весь град Киев!). По народным поверьям змей часто связывали с деньгами, золотом, кладами. Что, кстати, логично, если в прошлой жизни змей был Велесом богом богатства, которогоотождествляли со златом. Да и в реальной жизни и змеи, и клады обитают рядом – прячутся от нас под землей.

Но где именнонаходилось Кирилловская пещера?

В своем романе "Киевские ведьмы" я облюбовала для змея пещеры прямо под Кирилловской церковью, расположенной рядом с психбольницей им. Павлова. По вине этих пещер в 50-х годах восточная стена 800-летнего храма дала трещину, которая прошла по фигуре Богоматери.

Всего же в окрестностях церкви Антонович насчитал в 1876 году около 20 пещер, при том, одна из них была признана наистарейшей пещерой Киева возрастом в четыре тысячи лет – в ней обнаружили следы жизнедеятельности древнего человека.

Отсюда и вечный вопрос, что было первым – курица или яйцо? Не исключено, что многочисленные древние, загадочные, манящие, мрачные пещеры, пронизывающие Змеиные горы, от Шекавицы до Кирилловской церкви – и породили страшную киевскую легенду о Змее

"Пещеры киевского змея. Смородинский спуск. Фото из альбома "Малая азбука киевских чудес"

В советское время пещеры под Кирилловской церковью были закрыты, замурованы, говорят, даже залиты бетоном.  Впрочем, функцию змеиной норы они выполняли только в моем романе. Гадяча пещера находилась в лесном яру.

В наши дни функцию змеиного логова выполняют расположенные неподалеку от Кирилловской церкви – Смородиновские пещеры (Смородинский спуск), куда любят заглядывать любители мистики.

По дивному совпадению именно река Смородина или Смородинка, именуемая так же Огненной Рекой и Пучай-Рекой – в славянской мифологии река между жизнью и смертью… что вновь заставляет вспомнить славянского бога смерти Велеса-змея.

Из книги "Малая азбука киевских чудес. Город Ведьм"