Зомбоящик играет против реформ

26 июля 2017, 07:50

"Как могло случиться такое массовое умопомешательство?", – примерно так спросило у меня сразу несколько человек, едва успев прочитать колонку "Продажа земли – слишком важная вещь, чтобы доверять ее общественному мнению" от 24 июля. В ней приводились просто фантастические цифры из соцопросов, подтверждающие, что наши соотечественники – ярые противники свободной купли-продажи сельхозземель.

В самом деле, откуда у подавляющего большинства граждан нашей страны, причем даже лично заинтересованных в разрешении продажи земли (это нынешние и бывшие сельские жители, владельцы паев, которые в лучшем случае сдают их за копейки в аренду) – такое нетерпимое отношение к открытию рынка? Парадокс.

Реклама

Видно, крепко зацепилось в нас советское прошлое, когда только государство могло быть собственником. Многие даже превратно истолковывают статью Конституции о том, что земля, ее недра и т. д. "являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления".  Притом что из 42 миллионов гектаров сельхозземель в Украине государству принадлежит только 10 миллионов, а 32 миллиона – формально семи миллионам украинских граждан, многие из них остались советскими людьми с их упованием на государство.  

Весьма показательно, что, по данным социологического исследования компании "SocioStream AG", почти 77 процентов украинцев убеждены, что именно государство должно развивать село.   

Вторая причина не менее важна. Было пущено на самотек освещение вопроса земельной реформы в средствах массовой информации.

Реклама

СМИ могли бы выполнять просветительскую функцию, объясняя гражданам суть происходящего, заставляя думать и приходить к правильным выводам. За границей таких СМИ полно. А украинские пресса и телевидение, которые всего четверть века назад были "коллективным пропагандистом, коллективным агитатором и коллективным организатором", полностью утратили эти роли, превратившись в средство оболванивания. То, чем, как когда-то считалось, является пресса и особенно телевидение на Западе.

Стараясь подражать, наши, как всегда, переусердствовали. СМИ в Украине, а не на Западе, все больше напоминают Остров дураков из "Незнайки на Луне" советского писателя-коммуниста Николая Носова. Если помните, туда свозят бродяг-коротышек и развлекают их, катают на каруселях и показывают детективы с мультиками. Спустя некоторое время они превращаются в баранов, с которых стригут шерсть на продажу.

Особенно это сравнение подходит к телеканалам. Они похожи друг на друга и рассчитаны, уж извините, на идиотов. Речь даже не о сериалах, а о том, что осталось от информационно-аналитических программ, которые еще 20 лет назад можно было смотреть. Каналы все больше отстают от вызовов сложного мира: все сводится к упрощению, единообразию и единомыслию, агрессивной реакции на все неизвестное и необщепринятое.

Реклама

Вот и тему земельной реформы власть проиграла в зомбоящике. Запущенные ею совсем недавно ролики в поддержку рынка земель – как мертвому припарки.

За последние недели (а я внимательно отслеживал) на рейтинговых каналах не видел ни одной передачи, где в доступной форме приводились бы умные аргументы в пользу отмены моратория на свободную куплю-продажу сельхозземель.

Есть только надоедливые рекламные ролики, в которых музыканты, журналисты и молодые экономисты, вряд ли являющиеся авторитетами для целевой аудитории каналов, ратуют за нее.

В противовес этому явному провалу власти – то в студийных эфирах, то в репортажах с митингов под Верховной Радой – масса комментаторов "против".

Тут обычный набор мифов-страшилок: и "замахнулись на святое", и "землю разворуют", и "олигархи скупят за бесценок", и "скупят иностранцы", и "под угрозой суверенность Украины". Зритель уже приучен, что чем проще, безапелляционнее и резче говорит спикер – тем большим к нему доверием проникаешься. И говори что угодно – иногда кажется, что с особым успехом прошли бы так называемые эмоциональные выкрики из лексикона первобытных людей.

На экранах – более узнаваемые, чем в рекламных роликах от власти, люди: в основном политики. Хотя многие из них в разное время с пеной у рта требовали, наоборот, отменить мораторий, но разве наш телезритель вспомнит такую мелочь?   

Зомбоящик может сделать непопулярной любую реформу.