60 лет назад в Москве решили судьбу Крыма в пользу Украины

19 февраля 2014, 06:54
Для большей части русского населения Крыма 19 февраля – повод помянуть недобрым словом Хрущева

Крым 1954-го. Никита Хрущев на катере моряков-черноморцев причаливает к гурзуфскому берегу - спешит на встречу с юными артековцами. Фото из архива МДЦ "Артек"

Никита Сергеевич Хрущев к Крыму был неравнодушен настолько, что сразу же, как стал хозяином страны, решил передать полуостров в "хорошие руки". На пост первого секретаря ЦК КПСС его избрали в сентябре 1953 года, а уже в феврале он запустил механизм передачи Крымской области из состава РСФСР в УССР. Свою затею он оформил как безвозмездный подарок россиян украинцам к 300-летию Переяславской Рады. Многие крымчане ему до сих пор не могут этого простить...

На заседании Президиума Верховного Совета СССР, проходившего 19 февраля 1954 года под председательством маршала Климента Ворошилова, Председатель Президиума ВС УССР Демьян Коротченко заверил товарищей, что "украинский народ с сердечной благодарностью встретит решение о передаче Крыма Украинской ССР как новое проявление заботы ЦК КПСС и Советского Правительства о дальнейшем укреплении нерушимой дружбы и братской связи между украинским и русским народами". В итоге Президиум ВС СССР, учитывая общность экономики, территориальную близость, а также тесные хозяйственно-культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, постановил — передать.

Реклама

"СЧИТАЕМ ПОЗОРОМ". Для большей части русского населения Крыма 19 февраля — повод помянуть недобрым словом Хрущева. Лидер Конгресса русских общин Крыма, депутат ВС АРК Сергей Шувайников события 60-летней давности иначе как трагедией не называет: "Для русских Крыма этот день никогда не был праздником — мы считаем его "черным" и "позорным" в советской истории. А для истории русского народа — это вообще трагическая дата. В 1954 году никто не думал, к каким последствиям это может привести как саму Россию, так и русское население полуострова, за который еще со времен российской империи долгие годы шла ожесточенная борьба. Русские приложили немало труда для того, чтобы возделать и преобразить эту территорию. К сожалению, бездумная национальная политика сначала большевистских, а затем коммунистических правителей, начиная с Ленина и заканчивая партноменклатурщиком Ельциным, привела к тому, что Россия потеряла Крым. А русские люди фактически стали заложниками этой политики". Впрочем, допускает Сергей Иванович, свое отношение к 19 февраля русские Крыма пересмотреть готовы. Правда, на определенных условиях: "Как более-менее достойную дату мы готовы отмечать его только в том случае, если русские Крыма и Украины получат правовой статус и гарантированную защиту своего языка, который станет государственным и культуры, уважение к подвигам советского народа".

"БЫЛ ПРАЗДНИК". А у его коллеги по крымскому парламенту, писателя Леонида Пилунского отношение к хрущевскому "подарку" неоднозначное. Хотя, признает парламентарий, полуостров от этого только выиграл: "В 1947—1948 годах Крым пережил очень тяжелый голод — поэтому люди с радостью воспринимали присоединение к Украине, которую называли житницей Советского Союза. После 1954-го Крым зажил, наполнился товаром, сюда "с материка" стали везти продукцию, начали проводить ярмарки, как это было до революции. Мне тогда было лет весемь, и я помню, как маленький базарчик на месте нынешнего Куйбышевского рынка в Симферополе был завален продуктами, появилось мясо и массовые покупатели. В воскресенье он разрастался и битком заполнялся народом. В прямом смысле это был праздник. Оживление полуострова происходило на глазах — разрастались города, росло население". Однако, по словам Леонида Петровича, для самой Украины подарок оказался весьма затратным, ведь восстанавливать разрушенные войной города, строить Северо-Крымский канал и поднимать сельское хозяйство пришлось за счет бюджета УССР.

"ПРОСТО ИСТОРИЯ". "Сегодня к этому событию можно относиться исключительно как к историческому факту. И точка, — считает лидер Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. — Ответить на вопрос, что было бы с крымскими татарами в том случае, если бы Крым остался частью России, невозможно. В 1954 году точкой зрения тех, кого в первую очередь нужно было спрашивать и кого за 10 лет до этого депортировали, не интересовались". А по словам экс-президента Крыма Юрия Мешкова, еще в мае 1992 года Верховный Совет России признал акт передачи полуострова незаконным и отменил его как "ничтожный": "В свете этого сегодня парламент Крыма также мог бы включиться в этот процесс и, ссылаясь на решение российских коллег, также принять постановление о незаконности акта 1954 года".

Реклама

Хрущев даже в страшных снах не видел распада СССР с потерей Крыма

ИГРЫ ПОЛИТИКОВ. Крымский политолог Александр Форманчук убежден, что обстановка вокруг темы передачи Крыма Украине сегодня нагнетается искусственно. А многие крымчане воспринимают этот вопрос столь болезненно только из-за нестабильной ситуации в Киеве: "Эта тема крайне обострена в свете нынешнего культурно-исторического раскола, который нагнетается политиками, а также балансирования Украины на грани гражданской войны и распада. Причем делают это политики, а не простые люди. Крымчане хотят жить в составе Украины, но, когда с Майдана кричат о ликвидации автономии, здесь, естественно, возникает вопрос: а нужно ли было Хрущеву передавать Крым Украине? Чтобы таких вопросов не возникало, нужен мир, спокойствие и стабильность и тогда лет через 15—20 крымчане окончательно забудут эту тему. Сегодня же она переведена в плоскость политических спекуляций".

Реклама

КРЫМ СТАЛ РЕЗИДЕНЦИЕЙ ХРУЩЕВА, ГДЕ ОН ВСТРЕЧАЛ КОРОЛЕЙ И РАЗВОДИЛ ФАЗАНОВ

Госдачник. В Нижней Ореанде преподает урок плавания сыну. Фото из архива семьи Хрущевых

Хрущев любил в Крыму отдыхать больше, чем на Кавказе, поэтому и распорядился о строительстве своей летней резиденции. К лету 1956-го ему построили скромную по нынешним меркам дачу в живописном месте — на склоне горы Могаби в парке Нижней Ореанды (7 км от Ялты). Как нам рассказывал комендант крымских госдач №№1, 2 Александр Федоренко, днем Никита Сергеевич практически все время был на свежем воздухе, у моря.

На пляже ему соорудили полотняный навес, там был лежак и несколько плетеных кресел с круглым столиком. Туда и линию спецсвязи протянули. По сути этим нехитрым набором и исчерпывался пляжный комфорт первого лица страны до конца 1950-х. Никита Сергеевич плохо умел плавать, поэтому всегда купался с надувным резиновым кругом. А рядом с ним по долгу службы ныряли два-три прикрепленных охранника.

Пляжной моды Никита Сергеевич не признавал, поэтому, не смущаясь, ходил по берегу в просторных семейных трусах, длиной почти до колен. В трусах и соломенной шляпе он запросто мог подняться от пляжа к дому и там бродить по аллеям. Семейные трусы лидера супердержавы на всех, кто заставал его в таком виде впервые, производили неизгладимое впечатление. Люди из службы протокола переубедить его не могли, рискуя каждый раз нарваться на крепкое выражение Никиты Сергеевича. В трусах на пляже он встречал не только своих министров и партийную элиту, но иногда и друзей из-за рубежа. По свидетельству протоколистов, так Хрущев как-то приветствовал короля Марокко.

В гостях у Никиты Сергеевича за девять его крымских сезонов побывало много знаменитостей. По воспоминаниям Александра Федоренко, самым неординарным оказался визит югославского лидера Тито. Хрущев прилетел с ним в Крым после охоты в Юго­славии и привез сотню живых фазанов!