Бизнес и тюрьму трудники поменяли на копеечную работу в женском монастыре

14 января 2013, 11:10
Бывшие зэки выращивают рыбок, а экс-директор школы метет двор и пишет стихи

Реклама

Расхожее мнение о том, что мужчины в женском монастыре находятся под строгим табу, ошибочно. Без сильной мужской руки обитель, как и любое серьезное хозяйство, просто не может существовать.

Самая тяжелая работа остается за мужским полом — трудники чаще всего делают свое дело бесплатно или за символическое вознаграждение, получая харчи и ночлег. Удаляясь от мирской суеты, они остаются при этом вполне мирянами, несут свое послушание и в очень редких случаях совершают монашеский постриг.

В наш век дикого капитализма не все решают деньги — эту истину подтверждает практика столярной мастерской Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. Ее, несмотря на скромные заработки тамошних мастеров, считают одной из лучших в Украине.

Реклама

"Новенькому я всегда говорю: если ты пришел сюда заработать, лучше уходи сразу — потеряешь время. Оклад у нас небольшой (до 2 тыс. грн), иногда берем гонорары от заказчиков, но деньги — не на первом месте, потому что относимся к этому делу как к призванию, — говорит главный мастер Николай, бывший модельщик с Радиального завода, который 20 лет назад пришел сюда на субботник да так и остался. — Я понял это спустя какое-то время. Услышав однажды объявление по радиоточке, что на территории больницы начинают возрождать монастырь, пришел помочь (тут тогда были одни развалины), а матушка мне говорит: кончай, мол, со своей благотворительностью — откроем столярку".

Сегодня плечо к плечу с ним трудятся десять человек — самых разных судеб и профессий: один, к примеру, начинал с кооперативов по ремонту мебели, а другой никогда не имел дела с деревом. "Опыт — не главное. Работал у нас один суперрезчик до того, пока не украл несколько тысяч долларов вместе со всем инструментом. Зато у другого за плечами — 24(!) года тюрьмы, но мы знаем, что надежней его сложно найти человека. Другой — инвалид, третий был на денежной работе, но в какой-то момент бросил свой зоомагазин и пришел сюда — рыбок выращивает", — рассказывает Николай, указывая на стоящий в мастерской огромный аквариум с экзотическими рыбками.

Его хозяин, резчик Илия, уже 15 лет кряду каждое утро приезжает сюда на велосипеде. Говорит, его все раздражало: безудержная жажда наживы, социальная несправедливость, а когда попал в монастырь, успокоился. К слову, у трудников есть семьи, дети, свои заботы, быт. На вопрос, почему они нашли себе пристанище именно в женском монастыре, признаются: матушки значительно добрее, больше сопереживают, заботятся.

Реклама

ДИРЕКТОР-ДВОРНИК. Нашел спокойствие в женской обители и... бывший директор школы, 80-летний Алексей Николайчик. Педагогическую стезю он когда-то без сожаления променял на работу подсобника и дворника. Дед-отшельник уже 20 лет как отказался от благ цивилизации и поселился в каморке под крышей, где пользуется лишь свечами и буржуйкой и ни за что не соглашается переезжать в более благоустроенную келью: тут ему уютнее.

Всю жизнь Алексей Петрович проработал учителем физкультуры, дослужился до директора, а потом ушел из школы в монастырь, поняв, что долго так не протянет — слишком много приходилось работать. Сегодня он метет двор и пишет замысловатые стихи на православную тематику, снабжая их странными ребусами и коллажами.

"Пришел к игуменье и сказал: матушка, за похлебку готов на любую работу. С тех пор с удовольствием двор мету и мечтаю опубликовать свои наработки", — говорит Николайчик. К слову, никакие монашеские обязательства и посты на трудников не распространяются: "Постимся добровольно — еда-то монастырская, из общего котла. Батюшка даже говорит: на пост не благословляю. Поэтому, кто хочет колбасу, — магазин через дорогу. Вперед и с песней", — улыбается Николай.

ДАРЫ ЮЩЕНКО И ПУТИНУ. Трудники делают многое по хозяйству: бабушки просят гвоздик вбить, полочку повесить, что-то починить. Но основное занятие — изготовление церковной утвари: оправы для икон, ракий, иконостасов, престолов. Вышедшие отсюда киоты сегодня находятся в музеях, православных храмах всех епархий и стран, а лучшие подарены патриархам и Владыке Агафангелу. На некоторые экземпляры уходит по два года: их вырезают, лакируют, шлифуют до бесконечности.

Иной раз резчики проявляют чудеса мастерства, вынимая древесину, казалось бы, из совершенно недоступных мест, секрет которых — в специальных скрытых надрезах на изделии. На заказ эксклюзивные вещи могут стоить несколько тысяч гривен и даже долларов. Среди клиентов — как простые бабушки, которым иногда отдают иконку и безвозмездно, так и крутые бизнесмены, политики и чиновники, которые приходят, не называя имени.

"Когда-то давно делали киот для Лазаренко, привезли чуть ли не к трапу самолета, он сбежал с ним в Америку и сел в тюрьму. Были заказы и для Ющенко, Кучмы, Путина. Многие работы матушка сегодня обнаруживает случайно в самых разных местах и удивляется, а мы только диву даемся, как они добираются до этих мест", — удивляется Николай.