Боевые машины, построенные в Одессе: железные монстры меняли ход Гражданской войны

16 декабря 2012, 11:32
Первые одесские военные самолеты "Анатра-Анасаль" появились благодаря афере

Реклама

Одесские Кулибины были известны на всю страну — инженеры и изобретатели создавали уникальные самолеты-истребители, бронепоезда и подводные лодки. При помощи невиданных железных монстров одесского производства военные меняли ход истории и выигрывали сражения.

АВИА-АФЕРА. Первые одесские военные самолеты "Анатра-Анасаль" появились благодаря... афере 33-летнего городского банкира и мецената Артура Анатры. В 1908 году одесские фанаты воздухоплавания создали первый в российской империи аэроклуб на благотворительные взносы горожан. Влиятельный одесский банкир и промышленник Анатра также помог деньгами и был избран президентом клуба. Через два года при клубе были созданы авиашкола с военным отделением и авиамастерские, где одесские механики ремонтировали и собирали заграничные аэропланы. А еще через год "незаметно" для городской общественности изменилась и форма собственности аэроклуба — Артур Анатра приватизировал авиамастерские и школу пилотов со всем имуществом, став, наверное, первым одесским "рейдером".

Предприимчивый одессит быстро понял, какие выгоды может принести производство военных аэропланов: в 1913 году ему удалось получить госзаказ на постройку в Одессе пяти самолетов "Фарман-XVI". Себестоимость производства "Фарманов" была всего 7300 рублей. В свою очередь, государственная казна покупала аэропланы у Анатры по 8775 рублей! Немалые деньги приносило и обучение пилотированию — с гражданских и офицеров за годичный курс в авиашколе брали от 600 до 1500 рублей. К авиастроению Анатра подошел с размахом, запустив при помощи изобретателя Владимира Хиони в производство собственные модели воздушных разведчиков и бомбардировщиков "Анатра Д" и "Анатра-Анасаль". После начала Первой мировой войны банкиру удалось получить госзаказ на 759 самолетов. Однако изготовлено было всего 350 штук — революция помешала. Пробовали одесские авиастроители строить и тяжелые бомбардировщики: в 1916 году на заводе Анатры были построены уникальные двух- и трехмоторные самолеты "Анадва" и "Анатра DE". Эти самолеты превосходили лучшие модели того времени, однако в производство не пошли. К слову, одесские истребители и бомбардировщики были на вооружении как белых, так и красных. А после войны еще долго летали в составе ВВС Австрии и Чехословакии.

Реклама

БРОНЕМОНСТРЫ. В 1916-м в одесских железнодорожных мастерских началось строительство уникального бронепоезда с дизельным двигателем "Заамурец". Проект был разработан военными инженерами — подполковником Бутузовым и прапорщиками Табуре и Кальчицким. Бронепоезд был настоящей мобильной крепостью — его оснащали двумя крупнокалиберными автоматическими пушками системы Норденфельда калибра 57 мм и несколькими пулеметами, а толщина брони составляла 12—16 мм. "Заамурец" развивал скорость в 45 км/час, легко преодолевал крутые подъемы и мог вести прицельную стрельбу на ходу. Он был прекрасно звукоизолирован и утеплен. Одесский "Заамурец" попал на фронт в 1916 году. И в процессе Гражданской войны переходил из рук в руки и менял названия: в 1917 и 1918 годах красные стреляли по гайдамакам и белым, в 1918 году его захватили белочехи, которые пробивались на Дальний Восток. Чехи переименовали бронепоезд в "Орлика" и проехали на нем через всю Сибирь. Машина до 1930 года успела послужить китайцам и японцам. Следы одесского бронепоезда затерялись в Китае.

"Заамурец" в процессе войны неоднократно переоборудовался — ему добавили два орудия, а также увеличили количество пулеметов. Стрельбу из бронепоезда корректировали при помощи перископов. Следы одесской машины затерялись в Китае

Одесская подводная лодка: с виду — как пивная банка, но стала боевой. Задолго до летающих бомбрадировщиков и бронепоездов 4 мая 1877 года в Одессе была построена первая российская подводная лодка. Субмарину создал бывший российский военный моряк, одессит польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Подлодка была похожа на пивную бочку — ее корпус и "начинку" за несколько месяцев склепали на механическом заводе Гулье Бланшара. Несмотря на неказистый внешний вид, первая отечественная субмарина оказалась жизнеспособной — в 1878 году изобретатель лично опробовал ее на ходу в Одесской гавани. Аппарат Джевецкого мог погружаться на глубину 14 метров, однако запаса воздуха хватало лишь на 20 минут. Вскоре изобретатель получил заказ на создание боевых подлодок.

Фото: gunftrottrs.com, oldphotoes.ua, gloryespict и архив автора.