Что можно и нельзя контролерам по отношению к "зайцам"

13 июня 2013, 06:55
Юристы говорят: права контролеров начинаются и заканчиваются в салоне транспорта

Транспорт. Свои поездки на «двойке» без кондукторов многие дончане вспоминают с ужасом. Фото: А. Глушков

Взаимоотношения пассажиров и контролеров общественного транспорта будоражат Донецк уже больше недели. После того, как с маршрута троллейбуса № 2 исчезли кондукторы, а вместо них появились усиленные наряды контролеров, дело начало доходить до серьезных конфликтов. В нашу редакцию пришло сразу несколько писем, в которых дончане рассказывали о своем печальном опыте общения с контролерами: "Попавшегося "зайца" здоровые парни-контролеры обступали со всех сторон и начинали качели, как в 1990-х: плати штраф, а не то мы тебя и из троллейбуса не выпустим, и в милицию доставим за невыполнение требования контролера, где, мол, заплатишь баснословный штраф. Были и другие, которые ,наоборот, выводили из троллейбуса и уже на улице, удерживая человека силой и угрозами, вымогали у него деньги", — жалуются дончане.

Как рассказал "Сегодня" донецкий юрист Александр Иванов, контролер не является представителем силовой структуры и не имеет права применять физическую силу к человеку. "Только если в отношении контролера будут совершены неправомерные действия, то он имеет право физически воздействовать, пресекая угрозу жизни. Но в этом случае контролер обязан вызвать наряд милиции и передать им нарушителя", — рассказал Иванов.

Реклама

Читайте также: В Донецке роботы победили кондукторов

Юрист объясняет, что пассажир-безбилетник должен оплатить 30 гривен штрафа непосредственно контролеру, у которого есть все полномочия для взыскания. "В этом случае выписывается квитанция, которая является документом строгой отчетности, имеет свой личный номер и штамп предприятия. Если же у безбилетника нет денег, то согласно пункту 6.4. "Правил пользования троллейбусом и трамваем", контролер вежливо должен предложить ему покинуть общественный транспорт на ближайшей остановке, — говорит юрист. — Никаких зажиманий, выталкиваний и "выжимания" денег, тем более на остановке. Находящийся на остановке человек пассажиром не является. Он является пешеходом и уже не находится в правовом поле контролеров". Все попытки недобросовестных контролеров "выжать деньги" правозащитники считают ни чем иным, как превышением служебных полномочий с признаками коррупции, а это уголовное преступление. "Получается, наказывая за административное правонарушение, контролеры совершают уголовное", — отмечает Александр Иванов.

Впрочем, такая юридическая подкованность населения имеет обратную сторону. Получается, формально контролеры не могут взыскать с безбилетников штраф, если он утверждает, что не имеет при себе денег, а только высадить. Хоть бы и весь троллейбус. Городской бюджет в таком случае наполняться не будет и обновления парка машин горожанам ждать не придется.

Реклама

Как сообщила "Сегодня" начальник службы организации сбора доходов КП "Донгорэлектроавтотранс" Людмила Черненко, сейчас ситуация на маршруте № 2 нормализовалась, с контролерами проведены беседы. "Контролер — это производное от безбилетного пассажира. Как только все научатся оплачивать проезд, мы сразу же уберем службу контроля вообще", — сказала Черненко.

Также она добавила, что четыре терминала по продаже билетов на "двойку" работают без сбоев.

 Транспортники планируют ликвидировать службу контроля

Реклама

После конфликтов в троллейбусах в "Донгорэлектроавтотрансе" решили приставить к каждому терминалу своих специалистов. "Часто задаваемы вопросы о сдаче: она выдается монетами, но не более 10 грн. А бумажные деньги автомат возвращает после нажатия кнопки "возврат", — говорит инструктор.