ДЦП не помешал крымским сиротам пожениться, но их будущего ребенка по закону заберут

26 февраля 2013, 10:48
Брошенных родителями молодых людей заставляют отказаться от собственного ребенка

   

Реклама

В Симферопольском гериатрическом интернате, или, как его называют в народе, доме престарелых, живет удивительная пара. Это вовсе не старики. Анатолию — 32 года, Светлане — 20 лет. Здесь они оказались из-за страшного диагноза, который им поставили еще в детстве — ДЦП. Теперь брошенных родителями молодых людей заставляют отказаться от собственного ребенка, ведь двоим больным, не имеющим своего угла, украинское законодательство не позволяет воспитывать малыша.

Придя в гости к семье Шугаевых, мы находим супругов в тесной комнатке пансионата, где инвалидные коляски едва помещаются между кроватями, а из благ цивилизации есть купленный на собственные средства компьютер, раковина и маленький холодильник. На столе — торт и мороженое. По стечению обстоятельств, мы к ним наведались в годовщину свадьбы, которую Толя и Света отмечают скромно вдвоем. Вернее — почти втроем, потому как пара через пять месяцев ждет появления на свет первенца.

Воспользовавшись возможностью прогуляться, отправляемся на улицу. Анатолий сразу предупреждает, что коляску Светланы мне придется катить самому. У нее парализовано практически все тело, она может контролировать руки, но мышечной силы не хватает, чтобы сдвинуть коляску, а чтобы внятно разговаривать, ей приходится прилагать немалые усилия.

Реклама

Передвигать коляску оказывается очень сложно из-за ям и бордюров: приходилось то и дело помогать Светлане, сползавшей с сиденья, усаживаться поудобнее. Сам Анатолий не может двигать только ногами, но благодаря сильным рукам с легкостью перемещается в коляске и без нее.

Сложно представить, как они управляются с обычным домашним хозяйством. Молодой супруг объясняет, что в пансионате неплохо кормят, но иногда хочется приготовить что-нибудь самим — для таких случаев есть общая кухня. Пара находится на полном довольствии в интернате, получает 1 тыс. грн выплат в месяц на двоих, к тому же им часто помогают неравнодушные люди — на жизнь и самое необходимое хватает.

С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА. "Поженились мы два года назад, — с улыбкой вспоминает Анатолий. — Свадьбу отметили небольшой компанией в столовой дома престарелых. Местные жители были в шоке: они никогда не видели, чтобы здесь кто-нибудь женился, а уж тем более больные ДЦП. Сложнее всего было устроить оформление брака в загсе. Поначалу нам не хотели выделять машину, чтобы отвезти нас на регистрацию. После моих обращений в дирекцию пансионата никаких подвижек не произошло. Только когда один из местных депутатов помог с грузовой машиной, мы отправились расписываться. А директора этого центра после того случая с отказом в выделении машины уволили".

Реклама

Светлана добавляет: "Мы были знакомы заочно, потому что жили в одних интернатах, но в разное время. Потом он за мной начал ухаживать, приезжал в гости, я не выдержала и сделала предложение: "Женись уже на мне, — говорю. — Что ты постоянно ездишь сюда?" Толя сразу согласился".

ВТОРАЯ ПОПЫТКА. Эта беременность у Светланы уже не первая. Анатолий рассказывает, что в прошлый раз его жену уговорила сделать аборт ее мать — та самая, что отдала маленькую дочь в интернат, но не прерывала общение и периодически появлялась в жизни дочери. Когда девушка забеременела во второй раз, супруги твердо решили, что хотят стать родителями.

"Сейчас мы проходим все анализы, стоим на учете в больнице, врачи говорят, что все хорошо и плод развивается нормально, — рассказывает будущий отец. — Однако по закону мы не должны воспитывать детей, поэтому его заберут и направят в интернат. Мы и сами понимаем, что здесь нет условий для малыша. Хотя я ведь ухаживаю за Светой: одеваю ее, помогаю сесть на туалет, кормлю. Разве я не смогу справиться с маленьким ребенком? И обижаться не на кого — нужно менять законодательство, мы ведь тоже люди и хотим своих детей".

ОТДАДУТ МАЛЫША ДРУЗЬЯМ ИЛИ В ДЕТДОМ И ЗА ТРИ ГОДА ДОЛЖНЫ НАЙТИ ЖИЛЬЕ

Как нам объяснили в самом гериатрическом доме-интернате, детям находиться в стенах пансионата запрещено положением учреждения, да и здешние условия для младенцев никак не подходят.

Пресс-секретарь Министерства соцполитики Крыма Марина Сермягина говорит, что таких случаев, когда малыш рождался в доме престарелых, в Крыму еще не было, от того и опыта в решении проблемы нет: "Сейчас пока рассматриваются пути выхода из сложившейся ситуации. Когда появится ребенок, постараемся найти решение. Возможно, это будет опекун, который заберет к себе малыша — кто-нибудь из друзей супругов".

Начальник службы по делам детей центрального района Симферополя Леонид Савин дополняет: "Еще один вариант: после роддома обратиться в службу по делам детей и отдать ребенка в детский дом "Елочка" в Симферополе, где они будут с ним видеться. Они не лишатся родительских прав и получат три года на решение своих жилищных проблем. Если будет жилье — смогут забрать малыша".