Донецкие коммунальщики ловят собак на сосиски и дерутся с жителями

19 июня 2013, 06:56
"Сегодня" приняла участие в вылове бродячих животных в центре и попыталась понять, по какой причине лохматых бродяг не становится меньше

Спецсредства. Петли не душат собак, но спасают ловцов от клыков. Фото: А. Глушков

Борьба с бездомными животными в Донецке зашла в тупик. Несмотря на действующую в городе программу по гуманному уменьшению численности животных, меньше четвероногих беспризорников в городе не стало. К тому же участились случаи отравления собак, в чем дончане поспешили обвинить коммунальщиков и догхантеров.

"Сегодня" приняла участие в вылове бродячих животных в центре и попыталась понять, по какой причине лохматых бродяг не становится меньше.

Реклама

ОРУЖИЕ ДОГХАНТЕРОВ. Вчера ловцы коммунального предприятия "Животные в городе" отрабатывали микрорайон Гладковка в Киевском районе — отсюда на телефон диспетчера поступило довольно много заявок.

"Обычно на бродячих собак жалуются чаще всего Петровка и Пролетарка, там, где собак держат, в основном, в частных домах, — рассказала "Сегодня" ветеринарный врач КП Евгения Михайлова. — На Гладковке, кстати, недавно обнаружили трупы около 20 собак из двух стай, которые делили тут территорию. Вскрытие показало, что их отравили таблетками от туберкулеза и крысиным ядом. Жители, конечно, возмущались, как и сотрудники ЖЭКа, которым пришлось вывозить останки собак на крохотном мотороллере. Коммунальные службы не занимаются отравлением собак, это не финансируется из бюджета, а за свои деньги покупать яд, естественно, никто не будет. Убийственные таблетки — это оружие догхантеров".

Во дворе домов по улице Савченко бегают четыре бродячих пса. Ловцы подманивают их кусочками сосиски — собаки хватают лакомство, но к людям близко не подходят. "Это социально не адаптированные животные, "дички", они боятся людей и никогда к ним не привыкнут, — объясняет Евгения. — Держать их в приюте — значит, обречь на страдания. Так же как и щенки до трех месяцев, которые подлежат гуманной эвтаназии, — ведь их невозможно стерилизовать, а потом выпустить обратно. Они просто не выживут, зато на карантинную площадку приюта могут с легкостью занести инфекцию и заразить всех обитателей, которых там более 600".

Реклама

Отлов. Эта дворняга еще недавно бегала по улицам Гладковки. Фото: А. Глушков

ДО ДРАКИ. "Дички" быстро понимают, зачем приехали ловцы, и прячутся под припаркованный во дворе микроавтобус, откуда их достают с помощью петель. Петли не душат собак, а лишь позволяют ловцам без травм от зубов и когтей донести животное до крытого фургона, где выловленную собаку помещают в специальную клетку. В это время из подъезда дома выходит житель, который всячески препятствует ловле собак.

Реклама

"Они уже пять лет живут в нашем дворе и никогда никого не трогали! — кипятится дончанин, представившийся Геннадием Михайловичем. — Их весь дом кормит и любит. А вы их увозите и выбрасываете в другом конце города".

Коммунальщики не возражают Геннадию Михайловичу, но работать не прекращают. Хотя говорят: доходило дело и до драк с жильцам, например, в Куйбышевском районе. А уж сколько раз блокировали фургон и ломали петли для ловли животных — и не сосчитать. При этом все одинаково часто жалуются и на бродячих, и уже на стерилизованных-клипсованных животных. Все потому, что стерильная собака лишена только инстинкта защиты потомства, а все остальные присутствуют в полной мере. Вот и кидаются на все, что движется или громко звучит. Сердобольные дончане при этом жалеют зверюшку, мол, не надо было дразнить ее.

"Люди, которые прикармливают животных, не готовы забирать их к себе домой. И даже не хотят их стерилизовать, предлагают нам: "Себя стерилизуйте!" — говорит ловец Владимир.

К нему подходит жительница этого же дома Татьяна и благодарит за то, что приехали. "Вчера дочку укусила одна из этих собак. Утром тут лай, грызня во дворе, ребенка в школу страшно отправлять!" — возмущается Татьяна.

Нам хочется найти Геннадия Михайловича и свести соседей в живом диалоге по поводу бродячих собак.

ШПРИЦ ИЛИ СЕТКА. Одну из собак решено ловить с помощью сеткомета. Громкий выстрел из пластмассового пистолета с вылетающей на собаку сеткой разносится среди многоэтажек. Играющие в футбол на площадке дети испуганно озираются. "Нет, сетка для таких дворов не решение, — говорят ловцы. — Очень громкий хлопок, выглядит не очень, к тому же ячейки крупные, мелкая собака легко выпутается. Тут бы шприцемет подошел".

Шприцемет — ружье, стреляющее крохотными ампулками с успокоительным веществом — пока не востребован. Все дело в том, что один из компонентов смеси для отлова животных, кетамин, был признан наркотиком, и КП вот уже полгода пытается оформить полагающуюся в таких случаях лицензию на его использование. "Это тяжелый процесс", — со вздохом отмечает Евгения Михайлова.

Чем хорош шприцемет, так это тем, что ружье позволяет попасть в животное ампулой с большого расстояния, а препарат мягко и без последствий успокаивает собаку на пару часов, оставляя при этом ее в сознании.

Ловцы тем временем собираются и едут на улицу Собинова. В их фургоне — около десятка собак, а бывали дни, когда и с полсотни привозили.

СТАИ ПОПОЛНЯЮТ ДОМАШНИЕ ПСЫ

В клетке. Часто попадаются брошенные питомцы. Фото: А. Глушков

В Донецке разработан и уже сертифицирован препарат литарзин — совместная разработка одной из фармкомпаний Украины и донецкого ветврача Евгении Михайловой. Препарат не содержит наркотических веществ и позволяет дистанционно обездвижить животное, что актуально для крупных пород собак.

"Весной на улицах шахтерской столицы появляется много азиатских овчарок, хозяева которых не справились с воспитанием этих агрессивных крупных собак и выгнали их, — рассказала Евгения Михайлова. — При этом не было ни одного сообщения о том, что собака убежала: ни в КП, ни в милицию, ни в исполком".

Поголовье безнадзорных собак, по словам коммунальщиков, в Донецке за два года увеличилось именно за счет домашних животных. Пока это не прекратится, все попытки урегулировать число дворняг будут напрасной тратой времени и денег.

ГУМАННО, НО НЕ ЭФФЕКТИВНО

В Донецке численность бездомных животных регулируется гуманным методом ОСВ (отлов — стерилизация — возвращение), и сегодня в городе насчитывается около 16 000 дворняг. Для сравнения, в соседнем Харькове популяция регулируется с помощью безвозвратного отлова и составляет около 1400 особей.

Кроме того, в первой столице Украины альтруистов, решившихся прикармливать дворняг, могут оштрафовать. Есть уже и прецедент — пенсионерке пришлось выложить 340 грн за то, что приютила в подъезде пса и котов.