Экобомба под Одессой. Саркофаги времен СССР с ядохимикатами трещат по швам

6 марта 2013, 10:35
В Любашевке украли рельсы, по которым планировали вывезти ракетное топливо. Опасные яды могут вызывать рак

Реклама

Ядовитое ракетное топливо вывезут из Любашевского района Одесской области в апреле 2013 года. Об этом "Сегодня" рассказал глава Любашевской РГА Максим Овод. Напомним, что более полусотни цистерн с топливом (3 тысячи 185 тонн) из воинской части №3516, которая расположена в 4 километрах от райцентра Любашевка, должны были вывезти на утилизацию еще до конца 2012 года. Однако планы сорвались из-за... кражи неизвестными 4 километров железнодорожных рельсов, которые когда-то составляли стратегическую ветку путей, ведущих в ракетную часть.

По словам начальника медиацентра Минобороны Украины Сергея Даниленко, военное ведомство готово вывезти опасный груз сразу же после восстановления железнодорожного полотна. "Вывоз груза из Любашевки должен был проводиться в рамках совместного проекта ОБСЕ и Украины по утилизации 6,84 тысяч тонн жидкого ракетного топлива из Украины. Это вещество было изготовлено в период с 1980 по 2003 годы. Срок хранения его составляет от 9 до 32 лет", — пояснил нам представитель Минобороны.

Интересно, что рядом с Любашевкой хранится несколько различных компонентов ракетного топлива — от меланжа до гептила. По мнению экспертов, все они крайне опасны для жизни и окружающей среды. По словам кандидата химических наук Андрея Новикова, меланж представляет собой раствор азотного тетраоксида в азотной кислоте. Из-за того, что основной ингридиент меланжа — кислота, топливо очень быстро вызывает коррозию цистерн. "Этот тип ракетного топлива когда-то широко использовался для баллистических ракет в СССР и в Китае. Этого вещества в Советском Союзе было произведено огромное количество — с запасом на много лет вперед. УССР была буквально "нафарширована" базами ракетных комплексов со складами топлива. После развала Союза ракеты были разрезаны на металлолом, а горючее перелили в цистерны. Однако его утилизация стоит немалых денег, которых в 90-е годы в Украине не было. Меланж очень токсичен, а также пожаро- и взрывоопасен. При контакте меланжа с любой органикой или горючим веществом происходит мгновенное воспламенение", — пояснил нам химик.

Реклама

Гептил и самин, по мнению Андрея Новикова, очень опасны для людей. К слову, при попадании в атмосферу ракетное топливо начинает испарятся. Радиус "поражения" от испарения всего лишь одного килограмма меланжа составляет около 2 километров. "Вдыхание паров меланжа даже слабой концентрации у людей вызывает ожог легких и дыхательных путей. Гептил вызывает рак, а от самина разрушаются почки. Срок хранения меланжа — около 20 лет — уже давно прошел, а сами цистерны давно проржавели. Никто сейчас не может дать гарантий сохранности цистерн", — добавил эксперт.

В свою очередь глава Любашевской РГА Максим Обод утверждает, что хранение под Любашевкой ракетного топлива для людей опасности сейчас не представляет. "Срыв вывоза ракетного топлива из-под Любашевки был неправильно представлен в СМИ — на самом деле никакой катастрофы здесь нет. Меланж надежно закрыт в цистернах, никаких просачиваний топлива во внешнюю среду не было. Участок, с которого украдены пути, находятся на балансе Котовской железной дороги. На это место уже выезжали сотрудники железной дороги, составили акт и проинформировали, что в апреле дорога будет восстановлена", — сообщил чиновник.

Экобомба под Одессой

Реклама

Еще один возможный источник масштабной экологической катастрофы находится в 25 километрах от Одессы — возле села Алтестово Беляевского района. Здесь захоронено более 900 тонн ядохимикатов с затонувшего в 1972 году возле Одессы судна "Моздок". Около 800 тонн из них — дуст. В 1977 году ядохимикаты были подняты с судна и перевезены под Алтестово. Здесь их "упаковали", залив в бетонный саркофаг. Однако с течением времени — со времени "похорон" ядохимикатов прошло 36 лет — саркофаг стал разрушаться и давать трещины. Через них дуст может просачиваться в почву и попадать в подпочвенные воды, а оттуда — в Хаджибейский лиман. Опасный груз тоже должны были вывезти на утиль в прошлом году, но из-за отсутствия средств сроки перенесли.