Как галицкий еврей стал королем банков США

28 февраля 2013, 07:03
"Сегодня" искала во Франковске следы главного банкира Америки 70-х Артура Бернса

Бернс запомнился с трубкой

Председатель Федеральной резервной системы США, советник по экономике нескольких американских президентов Артур Бернс был галицким евреем. Он запомнился многим американцам неизменной трубкой, густыми седыми волосами и несколько гнусавым произношением, и умер в Штатах 25 лет назад. А в следующем году мы будем отмечать 110 лет со дня рождения одного из самых влиятельных экономистов XX века.

Первые десять лет своей жизни, в начале прошлого века, Бернс провел в Станиславе, который теперь называется Ивано-Франковском. А родня знаменитого экономиста до Второй мировой войны, вероятно, проживала на улице Пьотра Скарги (теперь — улица Василиянок), в нынешней центральной части города.

Реклама

ЕВРЕЙСКИЙ СТАНИСЛАВ. Когда 27 апреля 1904 года в семье Натана Бернсайга (Беренцвайга) и Сары Юран родился мальчик, который позже стал известен как Артур Фрэнк Бернс, Станислав был обычным провинциальным городком Австро-Венгерской империи, население которого по большей части было еврейским. До Второй мировой войне евреев в городе проживало вдвое больше, чем поляков, украинцев и немцев вместе взятых. В то время шутили, что в Станиславе только улицы польские, а дома — еврейские. 70 процентов тогдашних строений принадлежало богатым еврейским семействам Маргошесов (владельцы фабрики кож), Либерманов (спиртзавод), Мендельсонов (ватно-батинная фабрика), Касвинеров, Урманов (кирпичные заводы) и Гальпернов (банкиры и домовладельцы). Одних только синагог в городе было 56. Кстати, в одну из них по иудейскому обычаю Натан и Сара должны были принести своего сына на восьмой день от роду для исполнения завета обрезания.

Семья Артура Бернса не принадлежала к числу состоятельных евреев и не от хорошей жизни отправилась за океан вместе с первой волной трудовой миграции. В начале ХХ, спасаясь от бедности, покидали родительские дома и украинские крестьяне, заселяя Канаду, и самые бедные слои еврейского городского населения. По данным историков, с 1880 по 1910 год из Галичины преимущественно в Соединенные Штаты Америки выехало свыше 230 тысяч евреев.

БЕРНС: ОТ ПОСУДОМОЙЩИКА ДО ФИНАНСОВОГО ГЕНИЯ

Реклама

Франковск был Станиславом

Артур Бернс прибыл с родителями в Штаты в возрасте десяти лет. К этому времени он должен был уже получить начальное образование в каком-либо станиславском хедере — школе для мальчиков, учебу в которой начинают обычно в пятилетнем возрасте. Однако первая достоверная информация относительно биографии Артура Бернса касается уже тех лет, когда его семья поселилась в американском портовом городе Бейонн в штате Нью-Джерси.

Реклама

Из официальной биографии Артура Бернса известно, что его отец Натан Бернсайг уже в Америке сократил свою фамилию до Бернс — более привычной для американцев. Под этим именем он начал в Бейонне свой собственный бизнес, выполняя подряды малярных работ. Юному Артуру тоже пришлось работать, чтобы помочь отцу содержать семью. Подростком он освоил профессии почтового клерка, официанта, суфлера в театре, мойщика посуды, юнги на нефтяном танкере и продавца.

Заработанных денег Артуру хватило для получения высшего образования в Колумбийском университете. Во время учебы он отличался среди студентов целенаправленностью и чрезвычайной работоспособностью, чем привлек внимание тогдашнего светила американской экономики Уэсли Митчела. В 1930 году 26-летний Артур получил степень кандидата экономических наук и принял от Митчела приглашение работать в основанном им Национальном бюро экономических исследований. Вместе со своим наставником он занялся изучением экономических подъемов и спадов — так называемых циклов деловой активности.

Вскоре Артур Бернс возглавил экономический совет при президенте США Дуайте Эйзенхауэре, а впоследствии попал в команду президента Ричарда Никсона. В самые тяжелые для Америки семидесятые годы, когда страну накрыла волна инфляции и длилась изнурительная для экономики война во Вьетнаме, Артур Бернс стал председателем Федеральной резервной системы — структуры, которая выполняет функции американского центрального банка. Именно во время его председательства американский доллар лишился свободного конвертирования в золото.

В начале семидесятых годов, когда началась политика разрядки в американско-советских отношениях, Артур Бернс в составе представительской правительственной делегации побывал в Советском Союзе, посетив Москву. Неизвестно, были ли тогда у него внутренние порывы навестить родной город на Галичине, в котором он родился и вырос. Однако, даже при его большом желании в то время в Ивано-Франковск Бернса не пропустили бы. При советской власти Ивано-Франковщина, насыщенная секретными военными ядерными объектами, была закрытой областью для иностранцев.

Уже в почтенном возрасте Артур Бернс завершил свою политическую карьеру на дипломатической службе — в 1981—85 годах он был американским послом в Западной Германии. Последние годы жизни он прожил на вилле около курортного Вермонта в кругу своей семьи: жены Гелен Бернс (Бернштейн) и двух сыновей — Иосифа, который также стал экономистом и Давида, избравшего профессию адвоката. Умер Артур Бернс в 83-летнем возрасте от болезни сердца.

ВО ФРАНКОВСКЕ: НАШЛИ РОДСТВЕННИКА ПО МАТЕРИ

Еврейское кладбище Франковска

"Относительно архивных данных о людях с фамилией Бернсайг или Беренцвайг ко мне еще не обращались, — заметил в разговоре с репортером "Сегодня" главный раввин Ивано-Франковской ортодоксальной иудейской общины Мойше-Лейб Колесник. — А вот кого-то из Юранов, наверное, найдем — фамилия матери этого Артура Бернса мне попадалась".

Хоть для евреев достаточно важными являются знания о своих предках, но разыскать дальних родственников по фамилиям трудно, потому что фамилии у них появились сравнительно недавно — только в XIX веке. До той поры на надгробиях писали лишь "такой-то, сын такого-то", да еще указывали местность, откуда он проиошел. Странно, но для идентификации этого было достаточно.

К сожалению, в Ивано-Франковске найти могилы дедушки или бабушки Артура Бернса уже невозможно. В шестидесятых годах варварски разрушили самое старое еврейское кладбище около бывшей Тысменицкой дороги (теперь — улица Независимости), которое просуществовало почти три века. Сейчас на этом месте — кинотеатр "Космос", недействующая баня, детский садик и жилые дома. Новое еврейское кладбище было открыто в Станиславе в 1926 году, и здесь похоронено много ровесников Артура Бернса и их родителей. В целом же тут сохранилось 4,5 тысячи могил евреев, которые умерли в до- и послевоенное время. В братских могилах похоронены также свыше ста тысяч жертв Холокоста во время немецкой оккупации.

"Из 127 тысяч евреев, живших на территории теперешней Ивано-Франковской области, во время войны выжили едва полторы сотни, — заметил Мойше-Лейб Колесник. — На территории еврейского гетто была тюрьма, на углу нынешней Галицкой и Долгой. Так говорят, что кровь оттуда потоком текла через окна на улицу".

После возрождения еврейской общины в Ивано-Франковске (она теперь насчитывает всего 400 человек вместе с членами семей) территорию этого кладбища оградили и частично облагородили, хотя его дальняя часть все еще остается непроходимой чащей. Несколько памятных знаков напоминают о жертвах Холокоста. А еще сюда свозят остатки намогильных стел, которые часто находят во время ремонта улиц. В советское время, оказывается, их нередко мостили надгробиями с еврейских кладбищ.

В архивных материалах, оказавшихся в распоряжении главного раввина Ивано-Франковской области, удалось разыскать только одного человека, который мог быть родственником американского экономиста. Некто Хаим Юран, который был на пять лет старше Артура, ходатайствовал о выезде из Польши в 1932 году. Проживал этот мужчина на улице Пьотра Скарги — нынешней улице Василиянок.

В государственном областном архиве на запрос о возможных родственниках Артура Бернса сообщили, что фамилии Бернцвег, Беренцвайг и Юран в Станиславе в то время встречались. "Однако у этих людей не такие имена, как у родителей Артура Бернса, — заметила заместитель начальника отдела информации и использования документов Любовь Соловка. — Известно, что проживали эти семьи также в центральной части города — на улицах Липовой (теперь — Шевченко) и Казимировской (теперь — Мазепы)".