Симоненко в Симферополе забросали яйцами. Фото: unn.com.ua
Предвыборная кампания длится почти два месяца, и как избирателям, так и экспертам уже стало ясно, что она значительно отличается от всех предыдущих. И главных причин тому две: распространение интернета в комплексе с увлечением соцсетями, а также недоверчивость электората, из-за которой агитация стала делом сложным и трудоемким.
ПОДЪЕЗД ВМЕСТО ТВ. Как отмечают политологи, на сегодня в работе с избирателями наиболее эффективна адресная кампания. "Это когда "говорит" не листовка, а сам кандидат. Если раньше все старались максимально закупить площади в печатных СМИ и на телерадиоэфирах, то сейчас кандидаты стараются пойти отремонтировать подъезд или поставить детскую площадку, – отмечает крымский политтехнолог Владимир Егоров. – Правда, раздача продуктов или ремонт подъездов могут быть расценены и как подкуп избирателей, ведь это своего рода "задабривание" людей. Но при этом "купить" целый округ нереально".
ДЕЛО ТЕХНИКИ. "Когда зарегистрировалось несколько сотен кандидатов, всем стало понятно, что большинство из них – технические. Как правило, на округе есть всего два-три основных кандидата, а задача остальных – их дискредитация", – отмечает Егоров.
Политтехнолог объясняет: главная цель технических кандидатов приходить на встречи с населением основного конкурента, делать всевозможные провокации, а потом подключать СМИ. "Каждое мероприятие начинают "отрабатывать". В чем здесь проблема? Любому штабу нужно анонсировать встречу с избирателями, соответственно, туда могут прийти и все желающие. Задача оппонентов – чтобы кандидат вышел оттуда с "минусом". На сегодня это и есть самая главная технология – дискредитация на месте". Одна из "фишек" такой дискредитации – так называемое "яйцеметание". За прошедшие три недели на встречах с избирателями в Крыму уже успели забросать яйцами лидера коммунистов Петра Симоненко, главу партии "УДАР" Виталия Кличко и самовыдвиженца по округу №3 Владимира Шкляра.
СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ. Впервые в Крыму имели место взломы почтовых ящиков кандидатов и сотрудников штабов с последующим появлением в интернете их переписки, где в нецензурной форме описывалось, каким образом предполагается "мочить" конкурентов.
"Однако "сливы" информации, прозванные журналистами нашим вариантом Wikileaks, это не более чем попытка давления на своих партнеров, – считает крымский политолог Владимир Джаралла. – Это выглядит бурей в стакане воды только для для тех, кто понимает, о чем идет речь, а на политический процесс и результат выборов вряд ли как-то повлияет. Черный пиар, включая и различные "фотожабы", уже не эффективен, а попытки "ошельмовать" своего оппонента не дают такого результата, как это было раньше. У людей уже выработался иммунитет".
А вот появление аккаунтов почти всех основных кандидатов во всевозможных соцсетях, по словам Джараллы, свидетельствует о хорошей технологической подготовке кампании: "Но, скорее всего, сеть станет более эффективным инструментом агитации на следующих выборах".
НАРУЖКА БЕЗ СМЫСЛА. "Одна из партий банально предлагает крымчанам идти вперед, другая – гордиться прошлым, третья говорит о том, что с ней – молодость. Но во всем этом громадном массиве мы не замечаем хоть каких-нибудь содержательных предложений", – отмечает замглавы Крымского отделения Комитета избирателей Украины Андрей Мастыкин.
Зато партии немало повеселили завсегдатаев соцсетей взаимными разоблачениями в небрежной подготовке наглядной агитации. После того как КПУ упрекнули в том, что на баннере, где размещался призыв вернуть прибрежные земли народу, помещено фото не крымского, а заморского курорта, в соцсетях стали распространять ссылку на американский фотобанк, где всего за $100 можно купить фото семьи, взиравшей на электорат с бигборда регионалов. "Правда, эффект от подобных разоблачений равен нулю, – считает Владимир Джаралла. – На избирателей они не действуют".