Коллекционер из Донбасса собирает историю в пивных этикетках

28 августа 2013, 06:57
Михаил Чулочников за четыре года собрал семь тысяч пивных наклеек из десятка стран. Некоторым экземплярам собрания больше 100 лет!

Реклама

Практически в каждом кафе и ресторане можно наблюдать посетителей, мирно распивающих пиво. Однако среди подобных людей можно встретить и настоящих бирофилов — тех, кто не поглощает слабоалкогольный напиток литрами, а вместо этого коллекционирует всю атрибутику, связанную с ним. Мариупольчанин 73-летний Михаил Чулочников за четыре года собрал семь тысяч пивных этикеток, по которым можно запросто читать историю.

"Началось все с того, что мой сын сделал домашнюю пивоварню и в интернете случайно наткнулся на клуб любителей пива, — рассказал "Сегодня" сам коллекционер. — Меня это заинтересовало, я с ними связался, они меня пригласили и, можно сказать, подсадили на это хобби. Меня привлекла разнообразность дизайна производителей в разное время. Это же своеобразная частичка истории!".

По словам коллекционера, сейчас далеко не все вдумчиво всматриваются в привычные бутылочные этикетки, поэтому мало кто знает, что пивовары почти каждый сезон меняют "одежку" продукта, и не просто так! Нередко имидж бутылок изменяется к знаменательным датам, на них изображают не только национальные достопримечательности, но и именитых личностей и политических деятелей, например, Сталина или Рузвельта. "Примечательно, что вместе с этикеткой чуточку меняется вкус и аромат хмельного напитка", — говорит собиратель.

Реклама

В своей коллекции Михаил Чулочников хранит пивоваренную историю не только Украины, но и Беларуси, России, Чехии и Словакии. В огромном собрании присутствуют даже такие редкие экземпляры, как этикетка, которая когда-то красовалась на пиве 1907 года выпуска. "Кроме этикетки дореволюционного "Венского" мне очень дорога этикетка мариупольского портера 60-х годов — она очень редкая. И, скорее всего, это этикетка пива подпольного розлива — на ней стоит герб Рутченковского завода, но в то время они не разливали это пиво!".

Для коллекционеров этикетки делятся на "чистые" (получены прямо из типографии) и "отмывашки" (которые коллекционеры снимают с бутылок). Среди распространителей этикеток существуют даже те, кто похищает их из типографии и продает их коллекционерам до того, как они окажутся на прилавках магазинов, наклеенными на бутылках. "В среднем такой комплект типографских этикеток не очень дорогой — около 25 копеек. Однако цена некоторых экземпляров может переваливать за полсотни долларов или же стоить столько через десятки лет", — говорит Чулочников.

В ПОИСКАХ РЕДКОСТИ

Реклама

Свою коллекцию Михаил Чулочников пополняет как через интернет, так и при помощи обмена с бирафилами. Ради своего хобби он путешествует по странам и выискивает необходимые наклейки. "Этикетки, которые люди видят в магазинах, — как айсберг над водой, всего лишь малая часть. Например, в России существуют и такие коллекционеры, которые уже собрали более 330 тысяч этикеток!" — говорит пенсионер.

Впрочем, по словам Михаила, сам он за количеством не гонится и старается отыскивать в большей степени необычные, редкие экземпляры. А для этого даже отправляется в небольшие экспедиции по давно заброшенным предприятиям.

"На Западной Украине когда-то был завод, который работал еще при немцах. Никто не знал, какие там этикетки выпускали. А я очень хотел найти, кто там работал, хотя бы после войны. И так получилось, что среди моих знакомых нашелся тот, кто уже после закрытия завода получил задание демонтировать разливочный конвейер, — рассказывает Михаил. — Когда рабочие срезали конвейер и демонтировали его, внезапно обнаружили ямку, в которой валялись пустые бутылки еще тех времен с этикетками! Это было просяное пиво "Буза по-татарски", которое выпускали во время войны для немцев. Такие, наверное, мало у кого есть", — рассказал Михаил Чулочников.