Компания-гигант Shell вложит миллиарды долларов в добычу газа в Донбассе

13 декабря 2012, 08:25
Газ ищут в песчаниках, на шахтах добывают попутно и хотят получить химически

Первую поисковую газовую скважину «Шелл» запустила в октябре в Харьковской области. Фото: ostrogliad.com.ua  

Донбасс вполне может стать центром газодобычи. Правда, нетрадиционной. Пионером по откачке газа из своих выработок считается шахта им. Засядько. Метан, который обычно угольщики впустую сжигают, на предприятии начали превращать в электричество при помощи специальной когенерационной установки. Сейчас ее хватает, чтобы покрывать минимум половину необходимой электроэнергии для работы угольного предприятия.

По данным Донецкой ОГА, сегодня метан добывается на целом ряде угольных предприятий. "Пока газ извлекается в основном попутно, но самое главное — шахты решают вопрос дегазации выработок, что снижает риски внезапных выбросов, — рассказал "Сегодня" Павел Золотопупов, начальник управления угольной промышленности. — Конечно, это высокозатратные технологии, которые очень дорого стоят на первоначальном этапе, но они окупаются".

Реклама

А самым дорогостоящим проектом по добыче газа может стать проект международной компания "Шелл". В мае инвестор выиграл конкурс на разработку Юзовской площади, которая захватывает север Донецкой области. И после подписания ряда договоров с участниками проекта, в компании собираются начать разведку залежей газа в уплотненных песчаниках. Как рассказал "Сегодня" Грэхем Тайли, глава компаний "Шелл" в Украине, хотя потенциал газоносных пластов еще не подтвержден, в компании готовы оплатить дорогостоящие геологические исследования.

Компания-гигант Shell выиграла тендер на добычу газа в Донбассе

"Предполагается проведение 5-летнего периода разведки, а период действия СРП составит как минимум 50 лет. В случае успеха таких проектов общие инвестиции измеряются в миллиардах долларов, причем о возврате инвестиций можно говорить только на поздних стадиях проекта", — объяснил Грэхем Тайли.

Реклама

О намерениях получать нетрадиционный газ на своих угольных предприятиях заявила и компания ДТЭК. В корпорации намерены использовать метод подземной газификации угля для получения синтез-газа (смеси газов). "Экологически чистый способ получения синтез-газа позволяет задействовать угольные залежи, бесперспективные для разработки традиционным шахтным методом, а первый синтез-газ мы ожидаем получить в 2014 году", — объяснил Максим Тимченко, гендиректор ДТЭК.

В ноябре корпорация подписала договор на разработку технико-экономического обоснования проекта с австралийской компанией, которая определит приоритетные участки для опытно-промышленных работ получения синтез-газа. "По экспертным оценкам, себестоимость синтез-газа ниже сланцевого и близка к природному газу, добываемому в Украине, — отмечают в пресс-службе ДТЭК. — Его можно использовать не только в энергетике, но и для производства моторного топлива, масел, удобрений, компонентов для фармацевтической промышленности".

"ГЛАВНОЕ — ОПЫТНЫЕ ПАРТНЕРЫ"

Реклама

По данным Минэкологии и природных ресурсов, запасы сланцевого газа в Украине достигают 30 трлн куб., а львиная доля залегает именно в Донбассе — 11,3 трлн куб.

Как рассказал "Сегодня" Александр Нарбут, независимый эксперт по энергетическим вопросам, камнем преткновения в промышленной добыче нетрадиционного газа остается геологическая разведка, ведь только после заключения специалистов станет ясно, насколько выгодно добывать этот газ. "Регион достаточно богат в первую очередь шахтным метаном, серьезные перспективы есть на залежи сланцевого газа. Главный вопрос: каких партнеров выберет государство по добыче газа? Если это будут компании, которые имеют качественный опыт добычи нетрадиционного газа, — это достаточно серьезный ресурс для осуществления программ".

А вот все споры вокруг экологической безопасности добычи эксперт считает преувеличенными. "По-настоящему современные технологии позволяют минимально вторгаться в окружающую среду, это касается и качества бурения, цементных растворов, укрепляющих ствол, когда скважина пробурена, и технологии гидроразрыва", — Александр Нарбут.