Крымская семья мастеров создает из глины игрушки, которые свистят на счастье и изгоняют злых духов

13 августа 2013, 06:58
Мастера керамической игрушки работают по античной технологии

Реклама

Первую свою свистульку симферополец Михаил Королев-Корсун вылепил, когда ему было лет 10. А уже в 12, продав керамического петушка в художественном салоне, заработал первые деньги.

Любовь к глине и творчеству он унаследовал от родителей: отец — живописец, мать — скульптор. Мальчик, выросший в творческой среде, мечтал стать биологом — изучать дельфинов, хотел быть поваром, чтобы уметь вкусно готовить и иллюстратором книжек, чтобы иметь возможность рисовать свое воображение. Но все-таки пришел к керамике. Вернее, к керамической игрушке — окарине.

"Это и не украинская, и не русская — это крымская свистулька, — с гордостью говорит их автор Михаил. — Например, это копия того петушка, которого отец когда-то, в 1970-е, купил на какой-то украинской ярмарке, а все остальное — баранчик, конь, птички, сова или дельфин — это авторское, с крымскими мотивами".

Реклама

МАГИЯ ГЛИНЫ. Отец Михаила, уже будучи состоявшимся живописцем, "влюбился" в глину и стал мастером глиняного искусства. "Он тогда работал на художественном производственном комбинате, — рассказывает сын. — Посмотрел, как в цеху работают керамисты, тогда делали копии античной керамики, но расписывали современными красителями, и заинтересовался вопросом, а почему бы не вернуться к той технике, что и древние греки, к так называемому античному лаку?".

Леонид Корсун "закопался" в литературу — и со временем сумел разгадать и освоить античную технику расписной вазописи. Чтобы раскрыть секрет античного лака ему потребовалось 15 лет. "Своей любовью к керамике отец всех увлек, — продолжает Михаил. — А мама моя, Нелли Королева, известный крымский керамист, скульптор. Нас с братом Святославом родители с детства приучили к керамике".

Вообще, любовь к глине, наверное, передается от человека к человеку, если есть близость душ. У супруги Михаила — Людмилы Головко нет специального художественного образования — она парикмахер-визажист, но связав свою жизнь с этим талантливым человеком, она тоже увлеклась лепкой из глины. И стала мастером народной керамической игрушки.

Реклама

Создавать окарину в форме совы, например, придумала именно она. "Когда я впервые попала в этот дом, была будто очарована, — признается она. — Столько тут всего было собрано интересного и красивого — посуда, вазы, картины… А теперь я и сама без глины жить не могу. И вообще, я — фанат свистулек". Людмила любит работать под музыку, а еще "под телевизор", когда транслируют передачи о животных. Если же за окном дождливая погода, если рядышком мирно возится, "катая колбаски" из глины двухлетний сынок Максимка, так это вообще в удовольствие. Иногда супруги трудятся вдвоем, но Михаил с улыбкой делится, что Мила спокойно, не торопясь, может вылепить до сорока свистулек в день — это абсолютный семейный рекорд, что, разумеется, немножко задевает мужское самолюбие и заставляет идти заниматься другими делами.

"Глину нужно почувствовать, с ней нужно обращаться очень нежно и осторожно, так, будто в руках маленькая птичка, — рассказывает Людмила. — Расписываю по наитию, что в голову приходит, то и рисую. Раньше закрашивала свистульки полностью, а потом решили, что лучше, если будет виден цвет глины, так натуральнее".

ТЕХНОЛОГИЯ. В коридоре, ведущем в мастерскую, находится специальная печь для обжига. Но прежде чем в нее попадают глиняные фигурки птичек и зверюшек, мастерам приходится самостоятельно раздобывать и приготавливать для них материал. Процесс этот долгий и трудоемкий.

"Идем на карьер или в горы, берем на пробу немного глины: если в печке такой кусочек не разваливается, то вооружаемся лопатами и рюкзаками и отправляемся на заготовку, — рассказывает Михаил. — Потом замачиваем, чтобы камни и песок выпали в осадок, процеживаем и снова отстаиваем. Оставшуюся сметанообразную массу — вывяливаем до состояния, комфортного для лепки".

Сначала изготавливается пустотелая форма, затем отверстие-свисток, по тому же принципу, что и у флейты. Готовое изделие сушат и сажают в печь — бывает, что и на 12 часов. Ну а затем расписывают. "Многие называют такое искусство поделками, нас это огорчает, — признается Михаил. — Будто это дети в детсаду мастерят, будто это что-то простое и дешевое. Окарина — это сплав музыкального инструмента и произведения малой пластики. А еще оберег, изгоняющий злых духов. Если свистеть в доме — это к несчастью и безденежью, а если это делать с помощью окарины — только к счастью".

ОКАРИНА: ИГРУШКА ДЛЯ СЛУХА И ЛЕГКИХ

Мастера точно знают: чтобы заинтересовать потенциального покупателя пестрой свистулькой, нужно в нее как следует посвистеть. Звучание окарины зависит от ее величины, количества и размера отверстий для игры: чем больше отверстий, тем больше звуков, тем свистулька музыкальнее. Самая простая, на четыре отверстия, может выдавать до восьми звуков. А бывают окарины, у которых диапазон до двух октав. Но делают такие редко, ведь чаще людям нужен не сложный музыкальный инструмент, а сувенирная игрушка.

Художники уверяют, что разбить глиняную окарину очень сложно (и чем меньше изделие, тем это сделать сложнее), что пластмассовые китайские игрушки в негодность приходят куда быстрее. Кроме того, детям очень полезно свистеть в окарину: во-первых, развиваются органы дыхания, во-вторых, мелкая моторика, в-третьих, музыкальный слух. Ну, а кроме всего прочего, глиняную игрушку, вдев в нее веревочку, можно носить на шее как украшение. И не страшно, если малыш потянет ее в рот — материал-то натуральный!