Крымский художник превращает стены домов в картины с философским смыслом

8 мая 2013, 07:30
Алексей Канунников неравнодушен к деревьям – для него это модель мироздания

Реклама

Алексей Канунников, известный так же, как Alexey Kislow, монументалист, известный далеко за пределами Украины. Французский иллюстратор и документалист Жульен Маллан специально приезжал в Севастополь, чтобы задействовать крымчанина в съемках фильма о стрит-арте в Украине. И пригласить талантливого парня во Францию.

"Мурал-арт-фестиваль проходил этой весной в небольшом французском городке Флери-лез-Обрэ, — рассказывает Алексей. — Были участники не только из Франции, но и из Мексики, Чили, Австралии, Польши и Украины. Самый старший из них — легендарный чилиец Моно Гонзалес, ему 63 года. С Владимиром Манжосом из киевского дуэта Interesni Kazki мы расписывали фильтрационные сооружения водонапорной башни. Тема была — произведение Жюля Верна "20 000 лье под водой".

По словам севастопольского художника, в Европе стрит-арт востребован: "Там народ готов к диалогу с художником, а у нас люди настолько погрязли в своих проблемах, что им просто нет дела до окружающего их пространства. Их зона комфорта ограничена дверями собственной квартиры. И правительство делает все, чтобы все было именно так".

Реклама

СВОЙ МИР. Рисовать свое пространство Алексей начал лет десять назад, когда ему "стало неинтересно малевать замысловатые буквы" и захотелось изображать какие-то мысли, вступать в диалог с тем, чей взгляд оказывается прикованным к стене.

"Я стал выдумывать различные сюжеты, не связанные с граффити, — говорит Канунников. — Техника рисования спреем позволяет делать крупные работы. И со временем я стал делать монументальные росписи. То, чем я занимаюсь сейчас, в Советском Союзе называлось монументальной живописью, то есть живописью на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях, а в Европе рисунки на стенах называются мурализмом. Если же говорить о направлениях, то это — это символический сюрреализм".

Темы, на которые художник "беседует" со своими случайными уличными прохожими, самые разные. Но есть ряд символических образов, которые особенно близки автору. Он признается, что неравнодушен к деревьям, потому что дерево — эдакая модель мироздания, где крона — это жизнь небесная, ствол — земная, а корневая система — существование загробное. Сюжеты приходят как-то сами собой, всякий раз по-разному. Иногда сделает набросок и только спустя какое-то время понимает, что он навеян каким-то фильмом или просто ситуацией, увиденной на улице.

Реклама

А еще он пытается связывать место, в котором рисует, с тем, что рисует: "Так было, например, в Каменец-Подольском, когда я там изобразил матроса Кошку, который родился в этом городе, и я как севастопольский художник решил его увековечить".

ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ. Проходит какое-то время, и практически в каждой своей работе монументалист находит то, что можно бы было сделать иначе. Ему редко удается получить полное удовлетворение от сделанного, но, пожалуй, это только способствует росту.

На вопрос о конкуренции Алексей отвечает, что искусство — это не спорт, не соревнования: "Продукты изобразительного творчества нельзя однозначно разделить на плохие и хорошие, или выстроить в ряд по степени их превосходства. Восприятие их очень индивидуально, на вкус и цвет, как говорится. Уличные художники используют разные техники и работают в разных жанрах, среди них могут быть и реалисты, и импрессионисты". Объединяет их одно — городское пространство, в которое монументальные росписи должны гармонично вписываться, дополняя.

Художественным превращением заброшенных зданий и строек, некрасивых фасадов и торцов высоток в арт-объекты с философским смыслом на жизнь много не заработаешь, поэтому Алексею Канунникову пришлось освоить более прибыльные специальности: он занимается еще и дизайном интерьеров.

А дома подрастает дочурка, она вся в папу, в смысле художница: разрисовывает обои всеми цветами радуги. Когда-нибудь родитель обязательно подарит ей несколько баллончиков с краской, ну а пока малышка обходится фломастерами.

"ЭТО КАК СЪЕМНЫЕ ДЕКОРАЦИИ"

"К любому творчеству нужно относиться положительно, — считает крымский художник Исмет Шейх-Заде. — Это как с физкультурой: если ею занимаются, это похвально. Вдвойне похвально, если мастер нашел в себе силы и желание творить на улице. Работы Канунникова мне понравились. Особенно те, где обшарпанные объекты — часть сюжета. В остальных же случаях подход несколько легковесен: картина похожа на съемную декорацию. Художник не привязывается к пространству, не решает проблем среды, а отталкивается от культуры комиксов, где сюжет раскрывается, когда персонажи перекочевывают с картинки на картинку в процессе повествования".