Мастерица-красавица создает уникальные иконы из полудрагоценных камней, бисера и золота

10 апреля 2013, 11:33
Некоторые приемы создания икон художнице приходят во сне

     

Реклама

Художница из Ясиноватой Донецкой области Анжелика Артеменко создает настоящее чудо прикладного искусства. Неслучайно имя девушки означает "ангельская", ведь мастерица из бисера и полудрагоценных камней создает уникальные иконы.

Как призналась "Сегодня" художница, к идее создания ликов святых она пришла совершенно случайно. "Началось все с того, что я работала в швейном ателье: расписывала и вышивала бисером и полудрагоценными камнями на готовых платьях, то есть занималась отделкой одежды, — вспоминает Анжелика. — Однажды на работе у нас не было заказов на отделку, и наша начальница предложила попробовать создать икону из бисера и камней. Она подсмотрела эту идею в каком-то российском монастыре. Вместе с девочками мы сделали две иконы. А потом мне захотелось от начала и до конца сделать всю работу уже самой".

Новое занятие настолько увлекло художницу, что она решила бросить работу и полностью посвятить себя необычному искусству. Анжелика признается, что рисковала остаться без средств к существованию, но помог случай. "Когда у меня уже было шесть работ, я отнесла их на выставку. Прямо на выставке у меня купили одну икону, а потом пошли заказы, и я стала работать", — рассказала мастерица.

Реклама

Как называется ее техника, мастерица затрудняется сказать, но уверяет, что строго соблюдает все каноны иконотворчества, а благословение на работу получала в Свято-Успенской Святогорской лавре. "Образ на ткани я создаю акриловыми красками, — поясняет Артеменко. — Из прикладных материалов я использую бисер, он, кстати, бывает разный: круглый, стеклярус, крученный и рубка. Камни Сваровски — это обязательно в каждой работе, и, конечно, натуральные камни: лазурит, жемчуг, сердолик и другие полудрагоценные камни, а еще я использую золотой шнур и канитель".

На одну работу у Анжелики Артеменко уходит примерно полкилограмма бисера — это более 40 тысяч бисеринок. Натуральные камни тоже немало весят, вот и выходит, что одна икона художницы может весить до 2 кг. На создание одной работы в среднем уходит три месяца!

"Легче всего делать средние и большие работы, потому что в маленькую нужно вместить все складки одежды, передать игру света и тени, а на маленькой иконе это сложно отобразить. Хотя бывает и такое, что когда не знаю, как технически обыграть тот или иной момент, решение может прийти прямо во сне — буквально вижу, как правильно сделать задуманное", — отмечает художница.

Реклама

Работает девушка по восемь часов в день. При таком режиме мастерица очень устает, ведь работа кропотливая и требует усидчивости, но, по словам Анжелики, когда влюблен в свое дело, усталости практически не чувствуешь. "Это можно сравнить с рождением и воспитанием ребенка, — восхищенно делится девушка. — Ты отдаешь этому делу частичку себя, поэтому свою работу я очень люблю".

Заказывают необычные иконы в основном частные коллекционеры из России и Украины. Художница жалуется, что хотелось бы больше работ делать для храмов, но не всегда это получается. "У меня заказывали работы в монастыре, но большинство храмов отказывают мне, они работают со своими мастерами и не хотят ничего менять", — добавила Артеменко.

Кстати, в будущем художница мечтает организовать выставку собственных работ, чтобы любой желающий мог прикоснуться к ее творчеству.

ЦЕРКОВЬ: ГЛАВНОЕ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Протоиерей считает, что икона может быть из разных материалов. Фото: facebook.com

Пресс-секретарь Донецкой епархии УПЦ МП протоиерей Георгий Гуляев считает, что самое главное условие для иконописца — получить благословение у церкви. И тогда не важно, из чего будет создан образ святого.

"У церкви есть опыт, когда икона создается из разных материалов, — рассказал "Сегодня" Гуляев. — Это может быть краска, мозаика, вышивка или инкрустация по дереву драгоценными и полудрагоценными камнями. В любом случае важное условие — это когда люди берут благословение. Священник видит икону либо вначале работы, либо в конце дает ей оценку — это просто картина религиозного содержания или же икона. Разница состоит в том, можно ли перед ней молиться человеку либо нельзя? Обычная картина религиозного содержания просто информирует и в чем-то радует глаз, а вот икона должна помогать верующему молиться, собирать ум, сосредотачиваться и обращаться к Господу", — объяснил протоиерей.

ОТ МАКРАМЕ ДО ВИБРОИКОН

В мире существуют десятки необычных техник иконописи. Среди нетрадиционных можно выделить макраме-коллаж. Этот способ освоил и запатентовал народный артист Украины Владимир Денщиков. В исполнении Денщикова образы святых прописываются красками, а одежды и оклады икон выполняются художником из льняной нити толщиной 0,5—2 мм. Каждая икона насчитывает около двух миллионов узелков, завязанных вручную без применения вязальных спиц или крючков. В таких иконах нет золота и драгоценных камней, но, несмотря на это, выглядят они необычайно богато.

Еще одна новаторская техника иконописи — "кузнецовское письмо". Ее изобретателем стал российский иконописец Юрий Кузнецов. В основе написания образов лежит метод французского "пуантализма", когда краски не смешиваются в палитре, а наносятся кисточкой отдельными точками, складываясь в единую композицию. При использовании этой техники создается впечатление, что икона вибрирует на поверхности холста. Кроме самого Кузнецова, никто не способен написать православную икону в такой технике.