Медикам "скорой" приходится уворачиваться от топора, спасать выпавших из окон и давать советы алкоголикам

8 августа 2013, 06:57
"Сегодня" побывала на смене самых востребованных диспетчеров

Бригада. Из-за бешеного ритма работы — остаются самые стойкие. Фото: И. Ковалева

На Симферопольской станции экстренной медицинской помощи работа кипит круглосуточно. Бригады по селектору получают задания и спешат на выезд. А в подвальной комнатенке ютятся бойцы невидимого фронта — диспетчеры. Их всего четверо, смена длится 12 часов. Именно от их решения зависит, как быстро врачи отреагируют на тот или иной сигнал. Существуют вызовы первой очереди и отсроченные. Сортирует их — распределяет по подстанциям и поликлиникам — старший диспетчер. Если возникают сложные ситуации — их решение берет на контроль старший врач смены.

НА ТЕЛЕФОНЕ. Звонки не утихают даже на минуту. В общем шуме диспетчерской, больше похожей на улей, едва можно разобрать: "Алло, скорая слушает, что случилось?", "Что принимали?", "Какое давление?", "Фамилия, возраст, телефон?", "На подъезде — домофон?".

Реклама

Вдруг звонят из частной клиники — не могут поставить диагноз, просят транспортировку. Диспетчер Наталья Левицкая переключает вызов на врача смены Эскендера Сейтаблаева. После ряда наводящих вопросов картина проясняется: у женщины, скорее всего, маточное кровотечение. Вызов принят. Эскендер Мустафаевич возмущен, что в частной клинике даже не удосужились измерить пациентке давление.

Через минуту звонят, чтобы спросить, что делать, если похмелье? Диспетчер Евгения Поливода рекомендует пить больше жидкости. Софие Абибуллаева — ответственная за транспортный отдел, беседует с человеком, которому из-за сахарного диабета ампутировали ногу. Успокаивает, мол, по-другому врачи не могли.

Есть такие, кто звонит почти каждый день. Их знают уже поименно. Как правило, это люди с хроническими сердечными патологиями, астматики. И ехать к ним нужно.

Реклама

Не обходится и без курьезов. "Принимая вызов, говорю время: "9:18", а на том конце трубки недоумевают: "С 9 до 18 ждать?!" — вспоминает старший диспетчер Галина Ковалева. — Еще был случай, когда бригада приехала, а им деньги суют — 3 гривни 15 копеек. Так поняли фразу: "Три пятнадцать".

 

Диспетчерский "улей". За смену принимают сотни звонков, и каждый из них требует особого внимания. Фото: И. Ковалева

Реклама

ИЗ ЖИЗНИ. Сейтаблаев, который впервые заступил на дежурство в декабре 1989-го, усмехаясь признается, что мог бы написать пару томов рассказов из жизни неотложки. "Есть у нас астматик, который дает прогнозы четче, чем любая метеослужба, — говорит он. — Бывает, звонят поделиться, что таблетка, которую сосед подсказал, помогла". Есть адрес, по которому медики приезжают только в сопровождении милиции: папаша больного малыша — участник чеченской войны — на врачей кидается с топором. "Как-то было сразу два инфаркта, — продолжает доктор. — Ставим мужу капельницу, а он просит, мол, жену посмотрите, ей нездоровится. Оказалось, и у нее инфаркт".

Случалось у врачей и такое: пьяный, выпав с четвертого этажа, отделался лишь рваными ранами мышц. А однажды в сугроб с шестого этажа "приземлился" ребенок лет трех. Диагноз — "всего лишь" разрыв селезенки. Ну а как-то из "Крымской розы" поступило два вызова: один — "плохо с сердцем, умирает", а второй — "голова болит". Сначала медики отправились к гражданину 52 лет, у которого инсульт, а потом — к пенсионерке с больной головой, так она, даже будучи родственницей тому самому инсультнику, жаловалась в МОЗ Украины, что к ней скорая приехала аж через полтора часа.

"Наши люди кино американского насмотрятся, а потом убеждены, что и у нас все должно быть так же, — объясняет Сейтаблаев. — Хотя и в Америке далеко не кино. Но работа наша нам нравится. Когда приезжаешь на вызов — забываешь о своих проблемах, потому что рядом человек, нуждающийся в экстренной помощи".

ГЛАВВРАЧ: ЗА СМЕНУ У БРИГАДЫ 17 ВЫЕЗДОВ

В Крыму бригады экстренной медпомощи за год выполняют около 700 тысяч выездов. Количество вызовов значительно возрастает летом, когда население полуострова за счет отдыхающих увеличивается в несколько раз.

"На 10 тысяч городского населения должна приходиться минимум одна бригада, — поясняет главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи Симферополя Лидия Прохасько. — Сегодня же у нас по штатному расписанию всего 28 бригад, значит не хватает еще семи. Бахчисарайский и Белогорский районы, которые также относятся к нам, бригадами обеспечены полностью. Необходимыми медикаментами мы сейчас обеспечены".

В среднем за сутки по Симферополю — 400 выездов скорой, на каждую бригаду за смену приходится как минимум 17. Случается, что свободных машин попросту нет, и выходит, что одновременно их ждут пять-шесть потенциальных пациентов. И медики в этом не виноваты.

"По нормативу, с момента поступления вызова до приезда бригады должно пройти 10 минут — в городе, а если в селе — то 20, — напоминает Прохасько. — Иногда люди встречают врачей с секундомером в руках, и трудно им объяснить, что существуют еще пробки, что кто-то перегораживает балками подъездные пути, что лифты не работают. Или что кто-то нуждался в помощи больше, чем они".

Кстати, в рамках госпрограммы "Своевременная помощь" предусмотрены средства для модернизации диспетчерских пунктов и закупки новых автомобилей скорой помощи с GPS-навигацией. "К концу года будет завершен ремонт центральных диспетчерских пунктов, на их базе мы планируем создать единую оперативно-диспетчерскую службу, чтобы скорая могла быть еще оперативней", — заверил нас министр здравоохранения Крыма Александр Каневский.