Отголоски 43-го в Харькове: здания в "шрамах" и уникальное знамя освободителей

23 августа 2013, 09:40
Сегодня город отмечает 70-летие освобождения от фашистских захватчиков

Е. Волкова

Реклама

С момента триумфального освобождения Харькова прошло ровно 70 лет, но многое в городе до сих пор напоминает о том дне. Изрешеченные здания, уникальные надписи, предупреждающие о разминировании города и даже "раненый" памятник Тарасу Шевченко — если хорошенько присмотреться, каждый может отыскать отголоски августа 1943 года, когда советские войска штурмовали первую столицу и выгнали немцев. "Сегодня" выяснила, где отыскать раритеты, подаренные городу легендарными освободителями.

Поднявшись на второй этаж Исторического музея (ул. Университетская, 5), где работает экспозиция, посвященная ВОВ, будто переносишься в прошлое. "Наш город вошел в 14 самых разрушенных городов Европы: не уцелели ни Дом проектов (сейчас ХНУ им. Каразина. — Авт.), ни Южный вокзал, ни заводы, которые работали в то время", — рассказала нам заведующая вторым научно-экспозиционным отделом исторического музея Валентина Казус. Несмотря на руины, уже с 1943 года харьковчане начали приносить в музей все, что напоминало им о переломном августе. Так, в самом центре зала можно увидеть копию газеты "Правда" за 24 августа, в котором был опубликован приказ о присвоении харьковским дивизиям 10 знамен, а также заметка о салюте, который состоялся в Москве в честь освобождения Харькова. По словам Валентины Казус, когда-то вместо копии был оригинал, однако он пожелтел и его хранят в запасниках, куда не достают солнечные лучи. К слову, один из тех раритетных стягов, принадлежащий когда-то 116 стрелковой краснознаменной дивизии, висит рядом. "Это оригинал, с которым 116-я дивизия прошла по Европе, затем знамя оказалось в Москве. Немного позже его передали нам, а остальные девять — московскому Центральному музею вооруженных сил", — рассказывает Валентина Казус. На вопрос, почему столь значимые для Харькова экспонаты хранят в России, женщина лишь пожимает плечами. Оказывается, Москва не только не хочет возвращать то, что принадлежит нашему городу по праву, но и желает отобрать последнее знамя. Но, к счастью, пока россияне молчат, а в Историческом музее надеются, что в Белокаменной о нем забудут.   

"Очень важна для нас и карта оборонительных сооружений немецких войск за 18 августа 1943 года, принадлежащая неизвестному советскому разведчику. По этой схеме можно воссоздать Харьков тех лет, в который еще не входили Большая Даниловка и Алексеевка. Здесь также отмечены дзоты и месторасположения немецких войск", — объясняет завотделом музея. И не исключено, что именно эта карта в далеком 1943-м сыграла важную роль в освобождении первой столицы. Невозможно идентифицировать и владельца раритетного пистолета, на котором нацарапано: "Светлый путь на Харьков, 1943 год". 

Реклама

БЛАГОДАРИЛИ ВСЕМ ГОРОДОМ. Только в Историческом музее можно взглянуть на уникальную книгу "Бойцам, офицерам и генералам", в которой собраны не только воспоминания харьковчан о голоде и страшных мучениях, охвативших город с приходом фашистов, но и благодарность освободителям. "В 1943 году в Харькове осталось всего 190 000 жителей. И большинство из них держали в руках эту книгу, оставив 30 августа свою роспись и пожелания советским воинам. Конечно, считать их даже никто не пробовал, ведь в книге — несколько тысяч страниц", — рассказывает Валентина Казус. Рядом висят шинель и шпоры генерал-лейтенанта Василия Крюченкина, под командованием которого освобождала Харьков 69-я армия. Оказывается, свое командирское облачение Крюченкин после войны передал музею лично.

"РАНИЛИ" КАТЕРИНУ. Отголоски триумфального августа можно отыскать не только в музеях. Так, глядя на памятник Тарасу Шевченко, вернее, на его фрагмент — фигуру Катерины с младенцем, можно отыскать "шрам" от пули. "Немцы отступали и отстреливались, так что не уцелел даже памятник. И хотя его отреставрировали, след от выстрела справа, под бюстом Катерины, так и остался", — рассказала нам историк Елена Дьякова. А вот дом на ул. Мироносицкой, 49, буквально изрешечен следами перестрелки. По словам Елены Дьяковой, 23 августа здесь прятался фашистский снайпер, которого и пытались выманить советские бойцы. "Многие дома были заминированы, поэтому наши солдаты проверяли их, прежде чем туда вернутся харьковчане. Поразительно, но по сей день во дворах по улице Чернышевской, Мироносицкой и в районе площади Руднева сохранились белые надписи: "Проверено, мин нет", — рассказала нам Елена Дьякова.