Отсидеть по-европейски: кормят на 7 грн, моют в бане раз в неделю и обещают всем ТВ

27 сентября 2013, 07:49
Детективов в СИЗО не читают – теперь востребована юриспруденция

Реклама

В Симферополе находится один из старейших следственных изоляторов Украины — главный режимный корпус построен еще в начале XIX века. Сегодня там ведутся ремонтные работы (к слову, не проводившиеся полвека!), чтобы улучшить условия содержания подследственных. И по такому случаю руководство пенитенциарного учреждения пригласило "Сегодня" на "День открытых дверей".

НА ЭКСКУРСИИ. Через КПП и "дежурку" ведут в корпус для содержания несовершеннолетних. "Людей не имеем права показывать", — строго предупреждают сотрудники СИЗО: "И в "кормушки" не заглядывайте, а то уголовники глаза выколют".

В коридорах ни плесени, ни характерного затхлого запаха. Нам показывают только учебные классы со следами недавнего ремонта, столовую с белоснежными скатертями на столах и спортзал, где есть две штанги, турник с брусьями и пара гантелей.

Реклама

Обстановка в камерах сравнима с номерами некоторых еще не приватизированных санаториев ЮБК: шесть аккуратно застеленных скрипучих кроватей с пружинами, на тумбочках гигиенические наборы — зубная паста, мыло, туалетная бумага, а также слегка потрепанные книги — по одной Манн, Тургенев, Чехов, Коллинз. За столом еще нераспечатанные настольные игры "Морской бой", "Капиталист", "Эрудит"...

Есть и компьютерный класс — излюбленное место спецконтингента, ведь кроме занятий по информатике, дают и в игрушки побаловаться. Тех, кто нарушает дисциплину, к "машинам" не подпускают. Действенный стимул вести себя хорошо — почти все игроманы. В библиотеке нам рассказали, что раньше детективы были вне конкуренции, а сейчас также востребована юридическая литература: "Теперь все хотят знать свои права!".

ЕВРОСТАНДАРТ.Особая гордость учреждения — просторная камера-модель, оформленная по евростандарту — с телевизором. "По кубатуре воздуха позволяет нам содержать восемь человек, — поясняет первый замначальника СИЗО Максим Шпотенко. — Наша служба проходит реформирование, мы идем в Европу, поэтому всячески работаем на улучшение условий содержания". А пока что сидельцы СИЗО о душевых только мечтают — в бане бывают раз в неделю.

Реклама

Зато в церковь ходят чаще: молельная комната оборудована в бывшем карцере. "Недаром раньше храмы строили на местах языческих капищ, — говорит отец Максим, который окормляет СИЗО уже восьмой год. — Молятся прихожане искренне, поскольку находятся в таком месте, где не приходится лукавить. Для многих встреча с Богом — нова и трепетна".

Прием не духовной пищи — 3-разовый, в меню — мясо, яйца, крупы, макароны. И все из расчета семи гривен в сутки на одного, которые выделяет государство. Подспорьем — помимо продуктовых передач от родных и близких — для сидельцев служит скотный двор и теплицы: там заняты около 40 арестантов-счастливчиков, в задачах которых подкормить еще 1300 подследственных.

МАСЛА К КАШЕ ДОБАВЛЯЮТ ИЗ "ОБЩАКА"

Реальные условия, со слов тех, кто поневоле побывал в СИЗО, отличаются от "презентационных". Владимир Гетманенко отсидел там в 2007-м по сфабрикованному делу о "евпаторийском маньяке" почти полгода. Все обвинения с него сняли, но и правоохранителей, выбивавших из него показания в итоге не посадили: "Тогда там царили дисциплина и порядок, особенно если сравнивать с милицейским беспределом в их изоляторе. Никто меня не оскорблял. В камере №127, где я сидел, было, мягко говоря, тесновато — 25 человек. Нар хватало не всем, кому-то приходилось спать посменно. Но все было мирно, как-то уживались. В еде разнообразием нас не радовали: на завтрак и ужин — перловка, в обед — жидкий суп. Иногда давали селедку. Выживали за счет передачек с воли. В камере-то все "на общак": к сухой каше всегда найдется масло, пусть и подсолнечное. Помереть с голоду в СИЗО не дадут".

Сиделец рассказывает — когда его выпустили, сокамерники за него искренне радовались: "Потом передал туда не только еду, но и телевизор, одеяла, теплые вещи. Многих ведь берут летом, а если безродный какой, то так его и держат до зимы в шортах".