Папа Карло из Донбасса создает фантастические игрушки из дерева

3 ноября 2013, 12:34
Для своих работ мастер в основном использует орех, грушу и ясень

Реклама

В Горловке Донецкой области живет украинский Папа Карло. 43-летний архитектор Евгений Могилевцев создает из дерева удивительные фигурки животных, а среди его работ есть совсем фантастические — Зайцезебр и Курокот.

"Я никогда не обучался творить, все как-то само собой пришло, — рассказал "Сегодня" сам мастер. — Раньше занимался живописью, даже рисовал детские книжки для московских издательств. Творчеством занимался со школы — класса с пятого. Тогда, в 1980-м году, я начал делать стенды, наглядные пособия, стенгазеты, потом в армии приходилось много чего делать, пограничные заставы оформлял и даже сделал памятник Дзержинскому".

Свои деревянные куклы горловчанин начал создавать еще в начале 1990-х, когда работал горняком на шахте. Самая первая работа была совсем небольшая — невзрачный мышонок, но, к сожалению, он не сохранился. Сегодня же разнообразию причудливых созданий, выструганных мастером, позавидовали бы даже самые матерые писатели-фантасты.

Реклама

"У меня есть особенные куклы — я их называю совмещенные. Они вроде как и животные, и в тоже время как люди — в определенных стойках, в обуви, они не натуралистичные, — рассказывает Евгений Могилевцев. — Я придумал свою фишку, вот в медицине есть такое понятие как химеризм — существование разных клеток в одном организме. А я в искусстве придумал такой термин как химероизм — это когда я в игрушках объединяю несколько животных и тогда у меня получается Зайцезебр пятнистый великолепный или Курокот дивный горизонтальный".

По словам Евгения, раньше он детально прорабатывал свои поделки — обдумывал образ, рисовал эскизы, продумывал каждую деталь. Однако теперь работает по наитию, и пока фигура не будет готова — сам не знает до конца, что смастерил.

"Это абсолютное творчество. К примеру, беру полено, думаю, сейчас сделаю кота. Начинаю строгать, вроде начал кота, а потом смотрю — нет, это будет голова лошади. И вот как оно идет, так и получается, — объясняет мастер. — Самой маленькой куклой является "помаранчевая" Крыска Юля, в честь Юлии Тимошенко, но ее я сделал за полгода до оранжевой революции. Как-то так случайно получилось. Сейчас работаю над одним из самых больших своих произведений. Только туловище куклы весит около 26 кг, а ведь его нужно в руках вертеть... Но я пока не знаю, что у меня выйдет", — разводит руками Евгений.

Реклама

Кстати, для своих работ мастер использует исключительно украинские породы деревьев, и чаще всего выросшие на территории степей Донбасса. А вот упавшие от старости деревья не применяет для изготовления кукол принципиально. Опасается, что из-за того, что растение умерло от старости, куклы быстро могут превратиться в труху. К слову, заготовки для своих работ Евгений ищет сам у жильцов частного сектора. Находит, кому надо спилить дерево во дворе, помогает, а себе забирает поленья. В основном использует орех, грушу и ясень.

"Это очень надежные сорта деревьев — и если игрушку брать в руки, кажется, что она из камня сделана, — заверяет Евгений. — Каждое соединение должно быть особо прочным, ведь есть тонкие места, где крепятся руки, ноги. Кроме дерева могу использовать покупные вещи из швейных магазинов: шнурки, замшу, кожу, различные пуговицы и камешки".

На создание всего лишь одной игрушки уходит до двух недель кропотливой работы. Однако иногда мастеру поступают и сложные заказы, над которыми приходится попотеть. "Как-то я делал несколько ежиков, а во времени был очень ограничен, — вспоминает Евгений. — Только на одни колючки для каждого 30-сантиметрового ежика уходило по 100 метров шнурков для декора. Каждую фигурку создавал за двое суток — работал в авральном режиме, почти не спал и делал лишь короткие перерывы на перекусы. А как-то пришлось создавать огромную свинью высотой в полметра. Так на нее ушло все 300 м шнурка. По задумке его нужно было продевать в отдельные дырочки, которых было около трех тысяч".

Кстати, в своем творчестве горловский мастер старается использовать как можно меньше инструментов для обработки дерева. Поэтому признается, что подобный вид искусства не только не так прост, как может показаться, но и даже травмоопасен.

"У меня два основных инструмента: дрель и стамеска, ну, еще и наждачная бумага. Я механизмов не люблю и не использую, — заверяет Евгений. — Бывает и руку могу порезать во время работы, тогда приходится все резко откладывать в сторону. А как-то мне заказали огромное количество свинок. Я их полгода делал, было очень тяжело, за первые полтора месяца работы сбросил 19 кг. А один раз, когда делал корову, соскользнула стамеска и я себе вену перерезал, а еще как-то — сухожилие на ноге".