Харьковчанин собирает старые фотоаппараты и мечтает открыть целый музей

19 сентября 2013, 11:37
Для будущей экспозиции уже удалось собрать более сотни экспонатов

Фото В. Павленко

Реклама

Харьковчанин Владислав Павленко с детства увлекается фотографией. Вспоминает, что в восемь лет выпросить у отца фотоаппарат "ФЭД-3" было непросто. Сейчас Павленко продолжает фотографировать и мечтает открыть в родном городе народный музей фототехники, которую уже не сыщешь на полках магазинов, чтобы показать, каким было искусство фотографии 20, 50 и даже 100 лет назад. "Такие музеи есть в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Донецке, а в Харькове — первой столице фотоискусства, где во времена СССР производились легендарные марки фотокамер "ФЭД" и "ФКД", — такого музея почему-то нет, — сетует Владислав. — А ведь молодое поколение уже не знает, что раньше снимали на пластинки, были фотоувеличители, мокрые процессы обработки и печати". Чтобы сохранить память, Павленко и задумал создать музей.

Для будущей экспозиции уже удалось собрать более сотни экспонатов, часть из них все желающие могут увидеть в витринах фотомагазина по ул. Чернышевской, 15. "Раньше фотографии учились долго, овладевали техническими возможностями. Сейчас все проще: фотокамера за тебя все делает, можно даже сказать, что фотографировать может каждый", — говорит Павленко. Самые большие и старые экспонаты — карданные камеры на деревянных штативах, которыми с 1930-х до начала 1990-х снимали в советских фотоателье. Формат негатива — 13х18 и 18х24 см.

Одной из камер фотограф ДК "ХТЗ" снимал рабочих и партэлиту тракторного завода, вторую, большего размера, привезли с Западной Украины. "Эти камеры давали отличное качество, но чтобы работать с ними, нужно было иметь определенные навыки. В камеру вставляли деревянный каркас с матовым стеклом, фотограф оборачивался светонепроницаемой накидкой, чтобы свет "не попадал на матовое стекло. Изображение через объектив было видно вверх ногами. После наведения резкости на объект, стекло вынимали и вставляли пластину с негативным материалом", — рассказывает Павленко.

Реклама

В музей он мечтает заполучить и самую большую стационарную камеру среди советских фотографов (формат негатива — 30х40 см.), которую прозвали "еврейским пулеметом" за впечатляющие габариты. Заполучить такую камеру могли лишь зажиточные люди, а высокие посты в то время занимали как раз евреи. Павленко говорит: многие современные камеры не всегда дают снимки такого качества, как эти великаны.

В коллекции представлен один из первых серийных советских фотоаппаратов "Фотокор-1", который принадлежал харьковскому военному фотокорреспонденту, массовые фотоаппараты "Смена" — самые доступные в СССР, которыми снимали многие школьники, фотоаппараты "Киев", "Любитель", "ФЭД". Есть в коллекции вспышки, которые заряжали от розетки, реле времени, фотобумага, пленки, польский фотоувеличитель (устройство для печати) и яркий японский фотоаппарат для подводной съемки. Все это Павленко находит на форумах, блошиных рынках, что-то дарят, что-то отдают за символическую плату.

Экспонаты для будущего музея собирают и в магазине. "Можно приносить старые фотографии, технику, фотопластины и негативы, журналы по фотоискусству. Имена дарителей записывают в специальную музейную книгу", — продолжает Павленко. Тем временем энтузиаст ищет помещение под будущий музей, который вполне может обосноваться при госструктуре или вузе. По задумке, некоторые экспонаты можно будет подержать в руках, сделать снимок и даже напечатать снимок в спецлаборатории. Чтобы привлечь к созданию музея как можно больше фотолюбителей, мужчина планирует устроить выставку ретротехники.