Плюсы и минусы контролирования денег с помощью мобильного телефона

28 августа 2012, 11:00
Отправив запрос, можно узнать баланс, а также разблокировать или заблокировать карту в случае ее утери

Контролировать счета можно с помощью телефона. Фото: webplaneta.de

Мы продолжаем проект "Учим язык денег" вместе с "Сегодня". На протяжении этого месяца мы будем повышать финансовую грамотность украинцев, рассказывая о новейших дистанционных банковских услугах: преимуществах и минусах интернет-банкинга и мобильного банкинга, как обезопасить себя от мошенничества и как сэкономить, если оплачиваешь счета, не выходя из дома.

Контролировать движение средств с помощью мобильного телефона, к номеру которого привязан банковский счет, сегодня предлагают многие украинские банки. Почти все финучреждения, которые используют в своем обороте пластиковые карты и выдают кредиты, готовы предупреждать клиента о необходимом платеже (очень удобно, если вы, к примеру, купили что-то в кредит) и информировать об изменениях на счете: начислении или снятии средств на карту и на мобильный телефон. Такие сообщения присылаются автоматически и тем самым ограничивают риск мошенничества.

Реклама

Отправив запрос самому, можно узнать баланс, а также разблокировать или заблокировать карту в случае ее утери. "Главная ценность мобильного банкинга (МБ) — срочность услуги, которой можно воспользоваться в любом месте и в любое время. Из минусов — большие комиссии, которые при переводе средств могут достигать 25%", — говорит старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Кроме того, случается, что некоторые банки грешат опозданиями (sms могут задерживаться на несколько часов, что, в принципе, сводит на нет весь смысл услуги) и не всегда готовы отправлять сообщения абонентам любых мобильных операторов.

Что касается круга возможностей мобильного банкинга, то пока он существенно ограничен. К примеру, в отличие от интернет-банкинга, МБ зачастую позволяет только контролировать счета, но не управлять деньгами на них. "Вторая функция пока присутствует только в одном банке (хотя ее повсеместное внедрение — лишь вопрос времени). Чтобы совершить какую-либо транзакцию, нужно отправить определенный набор цифр и специальную команду на короткий номер", — объясняет финансовый эксперт Игорь Шевченко. Таким способом можно оплатить комуслуги, отправить денежный перевод, перевести средства на другую карту этого банка и даже узнать курс валют или приобрести UKASH либо Skype ваучеры.

Неудобство этого сервиса в том, что все команды — разные и, чтобы ими воспользоваться, нужно или постоянно заглядывать в интернет, или все время носить с собой список кодов, или делать дополнительный запрос кода sms. А если вы снимаете деньги со счета, нужно быть предельно внимательным при вводе номера лицевого счета или телефона получателя, иначе можно случайно перевести деньги не по адресу. Впрочем, уже этой осенью в одном из украинских банков внедрят альтернативную систему управления денежными потоками при помощи мобильника.

Реклама

"Механизм ее использования очень прост. Чтобы совершить любую операцию, нужно будет ввести определенную последовательность символов по подсказкам оператора. Этот принцип уже давно используется в мобильной связи", — говорит Игорь Шевченко.

Тарифы мобильного банкинга

С тарифами sms-банкинга лучше ознакомиться до подключения услуги, поскольку их диапазон довольно широк. Некоторые банки включают цену за МБ в стоимость целого пакета услуг, другие начисляют абонплату, третьи тарифицируют каждое отправленное сообщение. Второй вариант — самый экономичный для постоянных клиентов.

Реклама

"Абонплату банки начисляют в 80% случаев. В среднем она составляет 5 грн в месяц. Остальные в основном предпочитают рассчитываться за каждое сообщение — по 30—50 копеек за штуку", — говорит Игорь Шевченко.

Таким образом, ежедневно расплачиваясь картой, вы потратите в месяц от 9 до 15 грн, а 5 транзакций за этот период обойдутся в 1,5—2,5 грн. "При этом себестоимость одного SMS для банка — около 25 копеек. Все, что сверху, — доход банка", — поясняет эксперт. По этим цифрам можно определить, каков аппетит вашего "провайдера", и решить, пользоваться ли услугой.