Путешествие в одесский женский монастырь: золотая плащаница, оружие и храмы в миниатюре

9 января 2013, 10:50
На территории Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря собрана самая полная в Украине коллекция экспонатов, посвященных истории православия

Реклама

В рождественскую неделю мы побывали в расположенном на территории Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря Музее христианской Одессы, где собрана, без преувеличения, самая полная в Украине коллекция экспонатов, посвященных истории православия.

Его фонды насчитывают несколько тысяч редких экземпляров, лишь пятая часть из них размещена в трех залах. Между тем почти 20 лет назад все началось с обычной выставки.

"К 200-летию Одессы мы сделали тематическую экспозицию в Краеведческом музее и удивились скудости тамошних материалов на религиозную тематику (ведь в советские времена собирать материалы о православии было нельзя), и мы взялись за дело", — вспоминает настоятельница женского монастыря игуменья Серафима. Документы, фотокарточки и вещи собирали по крупицам: что-то приобретали на барахолках, что-то приносили в дар прихожане и священники. Часть достала сама игуменья, многое подарил митрополит Агафангел, а уменьшенные макеты не сохранившихся одесских храмов заказали городскому архитектору Александру Степаненко. Всего их 6. Особняком стоит трехмерная модель приходской церкви местной обители, которая появилась на 5 лет ранее ее самой, в 1836 году, и выходила воротами на угол Маразлиевской и Троицкой (ныне там памятник Григорию Маразли). Через сто лет храм разрушили, а на его месте выросли 5-этажки для сотрудников КГБ. На втором этаже музея в ряд выстроились еще пять разрушенных храмов в миниатюре. От Сретенской церкви в центре Нового рынка сейчас остался только первый этаж, в котором квартируют склады и магазины, а от Вознесенской на Слободке — часть постройки с фресками, где находится детсад. От трех храмов и вовсе ничего не оставили: Петропавловского у Староконного рынка, портового, освященного в честь Святого Николая (здание располагалось у подножия Потемкинской лестницы) и Вознесенского мещанского на пересечении улиц Старопортофранковской и Тираспольской.

Реклама

В стендах немало ценных экспонатов: старые гравюры, архипастырское облачение, Священные Писания XVIII в. в тисненных серебрянном и позолоченном окладах; расшитая золотой нитью Плащаница XIX в., привезенная из старинного храма Западной Украины. К слову, из старых церквей сюда попали многие святыни, так сказать, отжившие свой век, и историческая ценность их огромна. Потому все стенды закрыты на прочные замки, а музей охраняется современной сигнализацией и системой видеонаблюдения, которую установили после похищения. Этой участи, к сожалению, музею избежать не удалось. "Однажды злоумышленники разбили витрину, украли очень ценные церковные медали, аналогов которых мы сегодня найти не можем. А те найти и вернуть не удалось, — вздыхает директор музея Виктор Михальченко. — После этого мы поставили камеры. И сестра следит за происходящим, сидя перед монитором".

Далее в хронологическом порядке следуют экспонаты, отображающие время основания Одессы, историю Спасо-Преображенского собора и всех архиереев, когда-либо возглавлявших епархию. В их числе — раритетные фотографии и материалы. К примеру, в витрине, посвященной Крымской войне, даже хранится штык и снаряды тех времен, найденные на подступах к городу, а среди икон представлены как липованские старообрядческие, так и многочисленные списки главной одесской святыни — образа Касперовской Божьей Матери. По соседству с ними — подлинные рисунки Костанди, бывшие в чьей-то частной коллекции. Кстати, это — не единственные художественные произведения. На первом этаже висит 30 полотен одесского художника середины прошлого века Алексея Попова, преподнесенных в дар музею его вдовой. Попов любил рисовать виды города: Потемкинскую, Строгановский мост, научные суда "Комаров" и "Гагарин", которые, помимо прочего, известны тем, что питали город электричеством во время обледенения.

Иногда на полотнах мелькает личное авто автора, белая "Волга", которой тот, видимо, очень гордился и то и дело вписывал в городские пейзажи. А вот для церкви советский период был весьма трагичным: газеты и снимки рассказывают об ужасах Гражданской войны, репрессиях и антирелигиозной пропаганде, которая в то время прибегала ко всем доступным средствам, говорит директор хранилища: "Праведного Иону Атаманского, который был настоятелем в портовой церкви, обвиняли в страшных грехах, в том числе что он был развратником и водил к себе девок. Многие верили лживым обвинениям". А хранительница матушка Людмила говорит, что в 70-х, кроме Библии с порицающими духовенство и веру комментариями, другой было не достать. Сегодня все это можно увидеть своими глазами, притом бесплатно. Музей работает ежедневно, с 10:00 до 16:00.

Реклама

Сто лет назад: ангелы и ряженые. В январе любителей старины порадуют раритетными "поздравлялками", которые к Рождеству отправили на выставку в Киев. Всего в собрании почти полсотни почтовых карточек: самая "молодая" напечатана в 1916-м, самая ранняя — в 1894-м, в тот же год, когда в Российской империи разрешили пересылать по почте иллюстрированные бланки частных издательств. Она, вполне возможно, относится к одной из первых партий рождественских открыток, прибывших сюда из Англии в 90-х годах позапрошлого века.

Сто лет назад предприимчивые одесские купцы заказывали новинку за границей (чаще в Швеции или Германии), а тут наносили поверх картинки поздравительную надпись — на русском. Дело было хлопотное, а потому стоили открытки очень недешево — до рубля (за эти деньги можно было купить пуд овса или целого гуся). Конкурировать с зарубежными издательствами потихоньку начинали и местные конторы — например, типография Фесенко. Интересно, что адресная сторона у всех — такая же, как и у современных аналогов, с поздравлениями, написанными поблекшими от времени чернилами, а вот сюжеты, как и техники печатания, — самые разнообразные. На рельефных, блестящих, глянцевых и тисненных поверхностях изображали праздничные и библейские сюжеты, связанные с рождением Христа (вертеп, колядование, гадание, народные гуляния), ангелов, ряженых, детишек и счастливые, радостные семейства у елки или за столом, что должно было символизировать благополучие и достаток. К слову, в фондах есть большая коллекция дореволюционных пасхальных открыток, которые, вполне возможно, покажут на Светлое Воскресенье.

Фото: Людмила Серикова.