Будни украинских спасателей: тысячи звонков в день, коварные осы и молитвы

17 сентября 2013, 11:34
"Сегодня" решила узнать, каково работать диспетчером на тревожном пульте

Смена диспетчера длится целые сутки, а спасатели признаются, что любят свою работу. Фото: Пресс-служба ГСЧС Одесской области

С 2008 года Украина 17 сентября ежегодно отмечает День спасателя. "Сегодня" решила узнать, каково работать диспетчером на тревожном пульте, ведь именно от его быстрой реакции зависит, когда и сколько спасателей поедут на место чрезвычайной ситуации.

Делать это беспристрастно и  автоматически получается далеко не всегда, признается 36-летняя Светлана Коева, проработавшая на посту в диспетчерской службе уже 13 лет. "Пожалуй, это самое тяжелое в моей работе — слышать на том конце провода голос, полный отчаяния, паники и горя. Нужно взять себя в кулак, четко поставить ряд вопросов, чтобы узнать, какого масштаба беда, потом передать эту информацию в часть, ведь каждая секунда на счету. И при этом постараться успокоить человека", — говорит Светлана. Диспетчер должен узнать, что именно произошло, если это пожар — на каком этаже возгорание, сколько примерно площади горит и сколько в доме этажей всего, ведь исходя из этого спасатели подбирают технику. За суточную смену в диспетчерскую может пройти более трех тысяч звонков с сигналами о пожарах, наводнениях, обвалах домов, трагедиях на воде, ДТП, а также личные просьбы одесситов. "Бывает, звонит человек и говорит, что он слепой, и спрашивает, какой сегодня день недели и который сейчас час, или звонит инвалид и говорит, что упал с кровати и не может встать. В последнем случае отряд выезжает на место, помогает человеку сесть или лечь и дожидается бригады скорой помощи", — говорит Светлана. Диспетчер уверена: в любом случае они обязаны помочь человеку, а для этого нужно быть еще и психологом.

Реклама

Однако, как и на любой другой службе, не обходится, и без забавных просьб. "Однажды позвонили и весьма встревоженным голосом попросили, чтобы приехали спасатели и убрали ос из ковра, который сушился на балконе. Женщина настойчиво просила, чтобы помощь прислали как можно скорее", — с улыбкой вспоминает 37-летняя сотрудница диспетчерского центра Татьяна Петкова. В этом случае диспетчер посоветовала одесситке обратиться в СЭС, хотя спасатели нередко помогают братьям нашим меньшим. Классика жанра — коты, забравшиеся высоко на дерево. "В этой ситуации мы советуем сначала хозяевам или жильцам квартиры, чей балкон находится прямо возле дерева, на которое он забрался, приманить животное чем-то вкусненьким и ароматным — рыбкой или колбасой. И, как показывает опыт, в 90% случаев коты тут же меняют свою позицию и слазят с ветки", — говорит Татьяна.

Диспетчеры рассказывают, что хотя их смена длится целые сутки — с восьми утра до восьми утра — усталость никогда не замечается, ведь сотрудницы не успевают заметить, как пролетело время. "Всегда остается в памяти самое важное — звонки счастливых одесситов, которые после ликвидации беды благодарят нас за помощь. Это самая ценная часть рабочей смены", — делится Татьяна.

ЛЮБИМАЯ РАБОТА. В подчинении командира спасательного отряда Виктора Комарова — шесть человек, это — одна пожарная машина. Как старшему, для него главнее всего, чтобы спасатель был полностью предан делу. "Нужно любить свою работу, ведь цель — сохранить человеческую жизнь, предотвратить беду, а для этого нужна полная отдача, — подчеркивает Виктор. — Люди, когда видят свой дом в огне, паникуют, норовят лезть в пламя спасать свое имущество. Приходится иногда упрашивать, а иногда жестко ставить их на место. К счастью, не все вызовы связаны с потерями: однажды одесситы заподозрили, что в коробке, которая лежала на трамвайных путях, — бомба. Спасатели, приехав на место, обнаружили, что картонная коробка совершенно пуста, просто ее выбросили. "Это здорово, что хорошо закончилось. На самом деле, бдительность одесситов — это часть нашей работы", — улыбается Виктор.

Реклама

ОБРАЩАЮТСЯ К БОГУ. Любопытно, что дата профессионального праздника выбрана не случайно. 17 сентября — День Иконы Божией Матери Неопалимой Купины, которая в православии считается заступницей всех, кто попал в беду, а также покровительницей пожарных и спасателей. 44-летний Виктор Комаров, проработавший всю жизнь на пожарной службе, рассказывает, что в его части у входа висит святое изображение покровительницы, и его коллегами она очень почитается. "В экстремальных ситуациях, а в работе пожарного таких далеко не мало, нет времени на размышления, кроме как рассчитать, как вынести человека из огня или направить шланг с водой, но на долю секунды всегда обращаешься к высшим силам. И пусть все зависит от действий человека, такой неслышный посыл внутри себя даже с точки зрения психологии немного успокаивает и придает уверенности", — говорит Виктор. Верить в Бога или нет — выбор каждый делает сам, добавляет спасатель, но приятно осознавать, что у него и коллег есть свой заступник.