Сенсационная находка в Крыму пролила свет на деловые отношения греков и варваров

14 сентября 2013, 12:45
Греческий купец, отправляясь в плаванье, записывал пожелания своих клиентов на черепках

Фото: А. Иваниченко

Реклама

На глиняный черепок с надписями в одном из раскопов археологической экспедиции на городище "Чайка" (как называлось это греко-скифское поселение в древности — неизвестно, а ученые обозначают его как "Чайка", поскольку археологический памятник находится напротив детского санатория с таким названием) возле Евпатории наткнулись не специалисты, а "черные следопыты", которые идут по их следам — как только возникает перерыв в их работе. И чудом осколок не затерялся в частных коллекциях, а через местного любителя старины Александра Какаулина попал в краеведческий музей, где с ним и смогла ознакомиться Татьяна Смекалова — эксперт высочайшего уровня, доктор исторических наук, профессор университетов в Санкт-Петербурге и в датском Орхусе.

По ее словам, этот неказистый с виду осколок керамики — остракон — настоящая научная сенсация. Такая записка из прошлого свидетельствует о деловых отношениях, которые были между греческими колонизаторами и местными варварскими народами Крыма. До сих пор таких подтверждений было очень мало.

"Большое везение, — говорит Татьяна Смекалова, — что черепок попал в руки исследователей, что его экспертизу сделал лучший эпиграфист бывшей территории СНГ Сергей Тахтасьев и датировку черепка провел Вадим Александрович Кутайсов — тоже очень известный специалист в этой области. Это просто большая удача, что черепок не пропал, что коллекционер оказался очень сознательным человеком и пожелал, чтобы этот редкий документ попал в музей и радовал далее посетителей, интересующихся историей Евпатории и Керктинитиды. Нам не достает именно таких ярких свидетельств повседневной жизни. Это фрагмент краснолаковой миски. Надпись была сделана уже после того, как миска разбилась. А этот черепок использовался просто как записка, как листочек бумаги. Таким образом в древности делали торговые, бытовые записи. Письмо это представляет собой очень любопытное свидетельство о торговом заказе. Все имена, которые встречаются в этом черепке, — варварские. Либо скифы, либо, судя по тому, что это I век н. э., сарматы заказывают своим женам и дочерям подарки к какому-то общему их празднику".

Реклама

Очевидно, греческий купец, отправляясь в плаванье, записывал пожелания своих клиентов. На битой керамике он выцарапал несколько имен и цифры: что-то одно нужно было привезти жене Агузака и жене Азеака. А дочери Лавтиака, вероятно самого богатого из местных варваров, — аж тридцать штук неведомого заморского товара. Почти как в известной русской сказке: "а привези ты мне, батюшка, цветочек аленький".

Напротив имени "Татис" (так, видимо, звали одного из клиентов купца) указано: его жене — топаз. Кстати, только после знакомства с эллинами, кочевники узнали о таких достижениях цивилизации, как краснолаковая и чернолаковая посуда, виноградное вино и ювелирная техника обработки камня. Привозные бусы, изготовленные греческими и ближневосточными мастерами, ценились выше местных кустарных изделий. Что сулило немалую выгоду предприимчивым античным торговцам, продававшим варварам модный импортный товар.

 

Реклама

Остракон. Торговая записка предпринимателя с заказом от варваров. Фото: А. Иваниченко

НАШЛИ ЧЕРЕПОК В СТЕНКЕ РАСКОПА

Греко-скифское городище "Чайка" (названо условно) было открыто в 1959 г., когда во время работы на песчаном карьере был обнаружен греческий квадр — часть Северо-Восточной башни. С 1963-го раскопки стали стационарными и ежегодными. Последние 45 лет там работает Крымская археологическая экспедиция истфака МГУ. По находкам сделаны выводы, что городище возникло в середине IV века до н. э. Являясь хорой Херсонеса, оно было построено в типичной греческой манере.

Там-то "следопыты" нарыли остракон и принесли потом к антиквару Александру Какаулину: "У меня магазин небольшой, что-то вроде антикварного — я всегда интересовался древностями, историей города. Ко мне постоянно что-то приносят — в том числе и этот черепок принесли. Ребята, рассказали, что спустились в раскоп и увидели, что из стенки торчит фрагмент какой-то черепицы с непонятными надписями — стали носить, показывать, приценятся. Я и выкупил, чтобы отдать в наш Евпаторийский краеведческий музей, для того чтобы его могли изучить, познать что-то новое…"

ВАРВАРЫ ЗАКАЗАЛИ У ТОРГОВЦА ТОПАЗ

Получив из Крыма снимок остракона, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН Сергей Тохтасьев сделал предварительное заключение: "Граффито представляет собой, по-видимому, деловую запись на остраконе (черепке, а не на целом сосуде). В первых пяти строках стоят личные имена, в строках 1, 3—5 приведены цифры, обозначающие денежные суммы или количество какого-то товара. В строке 2 прямо назван "хрисолит" (топаз). Последняя строка пока не поддается уверенной интерпретации. Перевод, несколько условный: "Женаузака… татис, (его) жена: топаз. Азеак: 1. Жена Агузака: 2. Дочь Лавтиака: 30. ….". Датировка памятника остается под вопросом и требует дальнейших изысканий по выявлению ближайших палеографических параллелей".