Скандальный революционер из Крыма собирается первым в мире переплыть Карибское море

20 августа 2013, 10:00
Олег Софяник в конце 1970-х пытался морем бежать из СССР и распространял листовки с призывами к революции

Пловец Софяник. Один из своих марафонских заплывов посвятил памяти жертв сталинской депортаций. Фото из архива О. Софяника

Севастопольский пловец-экстремал, которому принадлежат рекорды сверхмарафонских заплывов на открытой воде, снова готовится удивить мир. 49-летний Олег Софяник из Севастополя задумал по-настоящему рисковую затею — готов переплыть Карибское море от Доминиканской республики до берегов Колумбии под дерзким лозунгом "Нет наркомафии и коммунизму".

А накануне он вернулся из Сирии, где пытался на пару с московским бизнесменом Шамилем Алимурадовым привлечь марафонским заплывом внимание воюющих сторон. Они преодолели вплавь около 130 км, стартовав из кипрского города Протарас при сильном встречном ветре в сопровождении яхты. Курс держали в сирийский порт Латакия. Но экстремалов-миротворцев с их акцией-призывом "За мир в Сирии!" в страну не пустили.

Реклама

"Плыть было тяжело, нас снесло на север в район Фамагусты, — вспоминает Софяник. — Пришлось подняться на борт яхты сопровождения. Когда подул попутный ветер, путь продолжили". Почти достигнув цели, они были остановлены катером береговой охраны — сирийская сторона оказалась не в восторге от такого способа борьбы за мир.

НЕЗАКОННЫЙ ЗАПЛЫВ. По словам крымского спортсмена, сирийские власти несколько раз переносили мероприятие из-за каких-то технических накладок. "В конце концов мы не стали дожидаться осени и поплыли сами, — говорит он. До осени, во-первых, еще дожить надо, а, во-вторых, непонятно, останется ли Асад у власти. Несмотря на то, что у меня была сирийская виза, даже специально для этого фотографировался с послом, оказалось, что без разрешений спецслужб, в страну не пускают, потому и этот мой заплыв, как и большинство других, оказался незаконным".

Катер береговой охраны четыре часа "мариновал" экстремалов. "Если бы мы шли на яхте сопровождения, то проскочили бы, потому что там было всего семь сторожевых катеров, — вспоминают они. — Но вплавь мы передвигались медленно, всего 2—3 км в час, потому они нас засекли. Возможно, оно и к лучшему: если бы мы проскочили и высадились на берег, то нас бы, наверное, приняли за шпионов и посадили в тюрьму. А так пришлось вернуться в кипрский порт Ларнака".

Реклама

Кстати, к сирийцам, которые крайне подозрительно и враждебно настроены ко всем иностранцам, из Кипра никто идти не хотел, долго не удавалось найти яхту сопровождения. Но московский олигарх Шамиль Алимурадов, который в советские времена прославился угоном самолета из СССР в Китай, сумел арендовать судно. Пять дней аренды обошлись ему в 20 тысяч евро. То, что несмотря на все сложности и преграды, все-таки удалось осуществить заплыв, вызывает у путешественников чувство гордости и удовлетворения.

"Все, что от нас зависело, мы сделали, — сказал Олег Алексеевич. — Мы плыли, чтобы поддержать сирийских христиан, людей, которые оказались сегодня в этой закрытой стране, что называется, между молотом и наковальней: с одной стороны боевики-исламисты, с другой — режим Асада. Мы, рискуя своими жизнями, хотели показать, что миру нужен мир. И мы не побоялись отправиться туда, куда все боятся".

В ГОРЯЧЕЙ ТОЧКЕ. Олег Софянник говорит, что реальная ситуация в Сирии отличается от той, что преподносят телевизионщики. Офицеры сирийской береговой охраны рассказали им, что боевики прорываются на побережье. В районе Латакии, где проживает наибольшее число алавитов со всей Сирии, каждодневно идут ожесточенные бои. Исламкий фронт "За освобождение Искендеруна" движется в Банияс — город на побережье между Латакией и Тартусом. А несколько недель назад десант занял городок Эль-Бейда, населенный суннитами. "Основная же прослойка на побережье — это алавиты, как и президент Башар Асад, — рассказывает Софяник. — Дерутся они отчаянно, понимая, если проиграют — их вырежут всех до последнего".

Реклама

Российская военно-морская база в сирийском Тартусе продолжает работать в прежнем режиме — признаков эвакуации там нет. Однако неофициально пловцам-марафонцам удалось узнать, что на базе не все так хорошо и спокойно. "С базы уже похищены несколько российских военных моряков, но об этом не говорится, — поясняет Олег Алексеевич. — Как и о том, что воровать людей в Сирии — весьма прибыльный бизнес. Мне рассказывали, что офицеры в Латакии недавно взяли банду, которая занималась похищением людей с целью выкупа. Руководили этой группировкой арабы. В общем, там жуткие вещи творятся и нам обо всем информацию подают дозировано — там все намного опаснее".

ДИССИДЕНТСКИЕ КОРНИ. До марафонских заплывов в море, Олег Софяник получил известность в кругах советских диссидентов, как борец с режимом и перебежчик. Ведь он, собственно, и стал заниматься еще в конце 1970-х марафонским плаванием "из чисто прикладных целей", чтобы морем бежать из СССР.

Так, в октябре 1985 года он взял билет на круизный пароход "Молдавия" Одесса—Батуми. И ночью между Сухуми и Батуми выпрыгнул за борт с намерением доплыть на надувной лодке до Турции. На третьи сутки был задержан сторожевым катером. На вопрос сотрудников КГБ, почему выбрал такой рискованный способ побега, ответил, что лучше погибнуть в море, чем жить в СССР.

"Тот побег совершил от того, что уже физически и духовно не мог жить в СССР, где ложь, где велось преследование меня и других инакомыслящих людей, потому и пошел на такой отчаянный шаг. Побег провалился, меня арестовали. Но после этого море для меня стало символом свободы и независимости, эдаким средством самореализации и способом показать, что я живу".

Кстати, теперь спортсмен Софяник подсадил на морской адреналин и российского бизнесмена Алимурадова. "Он — богатый человек, у которого есть все, — поясняет Олег Алексеевич. — Одно время он даже хотел покончить с собой, от скуки. Но теперь у него появился к жизни интерес, цель существования".

РИСКУЯ СВОИМИ ЖИЗНЯМИ, МЫ ХОТЕЛИ ПОКАЗАТЬ, ЧТО МИРУ НУЖЕН МИР

Рекордсмен. Уже переплыл несколько морей и проливов диссидент, который пытался сбежать из СССР и стал рекордсменом. Фото из архива О. Софяника

49-летний лидер неформальной группы "Ассоциация бывших политзаключенных", спортсмен и руководитель клуба марафонского плавания "Дельфин" Олег Софяник родом из Севастополя. На заметку в КГБ попал еще семиклассником, когда был пойман за письма на радиостанцию "Немецкая волна" и рассылку на крымские адреса листовок с призывами к борьбе с существующим строем.

Позже создал с друзьями подпольную группу "Комитет борцов за свободу" — распространял листовки с призывами к революции. Будучи студентом Севастопольского приборостроительного института, в Москве встречался с работниками посольства США, просил помочь выехать из СССР. За отказ от службы в армии и от гражданства СССР, подвергался карательной психиатрии.

Уже после развала СССР, в 1992-м организовал комитет "За свободную Кубу" — вел переговоры с кубинскими диссидентами, планировал свержение Кастро. Когда возникла первая оппозиционная партия "Демократический союз", создал и возглавил фракцию революционных анархистов. В 1990-х встречался в Эстонии с лидерами "красных бригад".

В 2001 году писатель Илья Стогов упоминает о севастопольце в своей книге "Революция сейчас". Первый заплыв Софяник осуществил в 2002 году. Совершил более 50 морских марафонов, самый длинный из которых — через Южно-Китайское море (350 км). Переплывал Средиземное море, Мраморное море, пролив Босфор и Дарданеллы, плавал из Турции на Кипр и обратно.