Спасателей обязали купить скутеры на 270 тысяч евро и увеличить штат втрое, но денег не выделили

24 июля 2013, 11:24
В Одессе спасатели думают, как выполнить новые требования

На посту. Спасатель со своей вышки бдит безопасность отдыхающих. Фото: М. Рубан

Полгода назад спасательно-водолазную станцию затронула реформа. Чтобы выполнить новый министерский приказ, регулирующий безопасность на воде, спасатели должны примерно втрое увеличить свой технический парк и штат сотрудников. Теперь руководство ломает голову, как выйти из затруднительного положения — финансирование-то осталось прежним.

Коммунальная спасательная служба и ранее ощущала нехватку кадров и транспортных средств, но кое-как несла вахту, арендованные пляжи и тем похвастаться не могли: рядом с шезлонгами по 50—200 гривен — пустующие и неукомплектованные посты. Безопасность випов никто не охраняет. Новые требования трудновыполнимы, ведь денег на закупку и зарплату сотрудникам не предусмотрено. "Достаточно спорный, можно сказать сложно выполнимый документ. Каждый пост в обязательном порядке должен быть обеспечен маломерным траспортным средством, как правило, скутером. Его стоимость 15 тысяч евро. Кроме этого, у человека должны быть права, чтобы водить скутер", — говорит начальник городской спасательно-водолазной службы Кирилл Брилько. В городе 18 постов, то есть на закупку скутеров для города нужно 270 тысяч евро. По словам Брилько, средств на это нет — все расходы в бюджете на этот год уже расписаны.

Реклама

ФОТО: Рейтинг пляжей Одессы: где самые лучшие условия для отдыха

Теперь на каждом посту должно находиться не менее трех человек одновременно — это еще одно нововведение чиновников. В действительности спасателей пока втрое меньше. "Мы работаем, чтобы увеличить штатное расписание, набрать новых людей и усилить безопасность на пляжах в конце сезона. Надеемся к августу на каждом посту поставить по двое", — делится Брилько. Пока спасатели работают по-прежнему: каждый из троих — выходит на вахту в режиме сутки через двое, рассказывает начальник спасательной станции Киевского района Алексей Лаптев. Говорит, на службу идут в основном студенты и технари: слесари, механики. "Подготовка кандидатов проходит до начала купального сезона. Курсы у МЧС — два дня, потом медицина катастроф — три дня. Затем стажировка у нас в две недели под надзором наставника. Принимаем мужчин до 55 лет, с хорошей физподготовкой и умеющих плавать", — объясняет Лаптев.

Но на практике так получается не всегда. На 13-й станции в одиночестве сидит 58-летний Александр. Работает первый год, о следующем сезоне пока не задумывается — очень тяжело. "На моих сменах было уже три происшествия, одно — с летальным исходом. У мужчины случился сердечный приступ. Нервы для такой работы должны быть крепкие". Александр жалуется, что в основном приходится вылавливать пьяных и матрасников. — Таких я должен предупреждать по мегафону, но батарейки сели несколько недель назад, и его у меня забрали", — поделится спасатель. Его коллега рассказал, что обучение проходили прямо на вахте: "Со мной посидел наставник два дня, а затем я уже был один. Плавание я сдал позже, уже на море". Руководители говорят, в ускоренном темпе готовят из-за текучки. "Есть такие старшие, которые молодым дадут фору. Все они сдают нормативы в бассейне и не только там. Александр у нас всегда под надзором — вблизи станции мы всегда можем его подстраховать", — заверил Лаптев.

Реклама

СПАСАТЕЛИ ЕСТЬ НА ОДНОМ ПОСТУ ИЗ ТРЕХ. За каждым спасательным постом закреплено по моторной лодке — все они стоят на станциях, Спасатели говорят: на посту нет подходящего места, чтобы оставить транспорт. "Мы предельно быстро успеваем добраться на сигнал бедствия", — уверяет начальник службы. Кроме того, у спасателей Киевского района на ходу квадрацикл — для передвижения на большие расстояния по песку.

На частных пляжах ситуация хуже, хотя там действуют те же правила, что и на коммунальных. То есть на посту должны быть трое спасателей, а возле воды — скутер. Однако на деле они укомплектованы всем необходимым частично, но насколько — начальник службы ответить затрудняется. "У нас нет таких данных. Естественно, основное на посту есть — аптечка, спасательный круг, но остальное — дело случая. Следить за тем, есть ли на посту спасатель — обязанность арендатора. Никакой специальной структуры, которая должна наблюдать за этим, нет", — сетует Брилько. Зачастую получается, что нерадивые предприниматели не хотят тратить деньги на безопасность отдыхающих, и пляж остается без присмотра. Гуляя по побережью, мы заметили у частников лишь двоих спасателей. Две трети хозяйских вышек пустуют.

В водолазной службе заверяют, что с нарушителями борются, но действенных рычагов влияния, по сути, нет. "Город ведет жесткую работу с арендаторами. Требует, чтобы посты были укомплектованы, а на постах были спасатели. Проводятся проверки и службой МЧС, и горсоветом. Когда обнаруживаются нарушения, сперва арендатору делают замечание в письменной форме. В ответ арендаторы обещают все исправить", — разьяснил Брилько.

Реклама

УТОНУЛО ЧЕТВЕРО. За время купального сезона 2013 года (с 1 мая), в Одесской области на воде погибло 15 человек, а в черте города — 4, говорят спасатели. За год печальная статистика почти не изменилась. "В прошлом году в Одессе утонуло 8 человек, а на курортах области — 24 человека", — сообщила сотрудник пресс-службы ГСЧС области Екатерина Рябченко. Спасатели добавляют: на участках коммунальных пляжей утопленных зафиксировано не было, а жертвами водной стихии чаще всего становятся те, кто "принимает на грудь" и пренебрегает правилами безопасности.