Старинный пиар. Что рекламировали в начале XX века

14 сентября 2012, 13:04
В старину предлагали покупать вяленое вино и алкоголь, одобренный церковью, полоскание для свежего дыхания, пурген и выступления феноменальных мальчиков

Реклама

В начале прошлого века в Российской империи и в Крыму в частности газеты были фактически единственным средством донесения массовой информации. Основная рекламная нагрузка ложилась именно на них: полосы с различными объявлениями и афишами занимали до 50% всего печатного объема, при этом под рекламу почти всегда отводилась первая полоса. Подобная ситуация была в таких популярных на полуострове газетах, как "Крымский вестник" и "Русская ривьера". Правда, в то время местная печатная реклама выглядела у нас совершенно иначе.

Как рассказывает крымский историк Андрей Мальгин, сто лет назад, как и в наше время, рекламировали преимущественно импортный товар, привозимый из крупных российских городов, Европы, Азии и США. "Большинство крымских продуктов не нуждалось в рекламе, а то, что нужно было "продвинуть", как правило, было чем-то дорогостоящим. Из местного производства преобладала реклама табачных изделий, вина, туристических и врачебных услуг, гостиниц, ресторанов". По словам Мальгина, большое количество табачной рекламы как раз было вызвано мировой тенденцией к популярности курения.

Конкуренция на рынке и газетных страницах стимулировала и творческую фантазию ее создателей, уже в то время широко применялись различные слоганы, описывающие необыкновенные свойства того или иного товара. Особенно этим отличалась реклама лекарственных и косметических препаратов. Так, представители и реализаторы популярной в начале XX века английской косметической марки Icilma описывали продукцию как такую, что "придает красоту, свежесть и юность коже", обещая при ее использовании "чудодейственные метаморфозы" и называя "источником красоты и счастья женщины".

Реклама

"А вот оформлялись рекламные объявления довольно однотипно", — говорит завкафедрой книжной графики и дизайна печатной продукции Крымского института информационно-полиграфических технологий Александр Иванченко. — "Типографии широко использовали декоративные рамки и орнаменты, закупались такие готовые шаблоны у европейских производителей. Их зачастую не привязывали к содержанию текста, и бывало, что под одинаковым оформлением шла реклама разных товаров и услуг, а вот рисованных иллюстраций было очень мало".