Судомоделист из Крыма создал копии всех главных кораблей российского флота

10 октября 2013, 06:57
Каждый корабль состоит из 20-30 тысяч деталей

Реклама

За полвека своей судомодельной карьеры севастополец Владимир Гуров создал более 100 уменьшенных копий кораблей ВМФ СССР. Его модели украшают флотские музеи в Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве, Севастополе и Владивостоке.

А в действии их можно было еще недавно каждый год в День ВМФ наблюдать на морском параде в Севастопольской бухте. Владимир Петрович в парадном мундире капитана I ранга командовал своей эскадрой с берега — через пульт радиоуправления. Субмарины и крейсеры длиной 2—3 метра и весом около 150—200 кг маневрировали на волнах и стреляли залпами цветных ракет.

Гурова среди военных моряков иначе как адмиралом неделимого флота не называют. По сложности исполнения его корабли, которые он сам и проектирует и на воду спускает, не имеют аналогов в судомодельном мире. А ведь когда-то свою первую модель, речной теплоход, Гуров вырезал из липы!

Реклама

Детство его прошло вдали от морей — в Пермском краю, и он видел только баржи и теплоходы на Енисее. Позже уже курсантом в питерском училище подводников и во время службы на атомной подлодке Тихоокеанского флота модели делал по памяти и картинкам из журналов. Когда же его талант признали на всем ВМФ СССР получил допуск главкома к секретному делопроизводству и уже мог пользоваться настоящими чертежами.

"Сейчас, когда у меня на пенсии появилось время, с учетом того опыта, что я накопил за годы, мне нужно три-четыре месяца на изготовление подводного атомохода или надводного крейсера, — говорит Владимир Петрович. — Сначала пишу на листе тактико-техническое задание, затем подбираю механизмы и делаю этюд. Потом начинается собственно конструкторская работа со всеми расчетами. Корпуса я делаю из стеклоткани и эпоксидной смолы, когда уже готова матрица надводной и подводной части. И дальше все руками — выклеиваю и выпиливаю отсеки. Мои подводные лодки погружаются и всплывают, могут дать залп из установленных ракетниц. Вот на "Тайфуне" — вес атомохода составляет порядка 120 кг — у меня 20 ракетных шахт, и они стреляют цветными ракетами. И тут ведь никакой электроники нет, все по старинке — на электро-механических программах!"

Работа эта по-настоящему ювелирная — на каждый корабль требуется 20—30 тысяч деталей. Например, только для одной трубы на "Пытливом" пришлось сделать 876 деталей, для главного калибра крейсера "Москвы" — около 300, а для его антенны — около 1000.

Реклама

ЗА ПОДАРОК БРЕЖНЕВУ НАГРАДИЛИ ПОРТФЕЛЕМ

Ювелирное мастерство, с которым Владимир Гуров на досуге создавал модели советских кораблей, его командиры заприметили еще в Ленинградском высшем военно-морском училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Сначала курсанту стали заказывать сувениры к юбилеям флотоводцев, а потом его золотые руки понадобились и на самом высоком командно-партийном уровне. Ему поручали ответственные миссии — разработку и изготовление подарков, которые от учебных заведений или флотов вручали людям, кораблям и съездам. Среди особо памятных дарений мастер выделяет сувениры к 55-летнему юбилею "Авроры" и 70-летию "дорогого Леонида Ильича".

"Подарок Брежневу сначала прошел конкурс сил ВМФ СССР, — с улыбкой вспоминает Владимир Петрович, — и когда был признан лучшим, его от подводников 19 декабря 1976 года вручили генсеку в Кремле. Это сувенирный комплекс из полудрагоценных камней и бронзы с миниатюрной копией подводного атомохода на фоне знамен ВМФ и Советского Союза. Ну, и профиль Ленина — само собой. После торжеств в Москве меня за работу наградили дефицитным портфелем из крокодиловой кожи. По тем временам он стоил 36 рублей!".

ЦЕНА — КАК У МАШИНЫ

Состоятельные коллекционеры предлагают за гуровские модели от $3 до $10 тыс. — в зависимости от масштаба. А однажды он чуть не стал миллионером. Когда в 1980-х наш флот с дружественным визитом посетил Югославию, на одном из боевых кораблей Гуров демонстрировал свои модели. И представители солидной кораблестроительной компании, увидев его произведения, были потрясены. На следующий день ему предложили умопомрачительный контракт на изготовление моделей их судов — тоже с радиоуправлением — для рекламных целей. Сумма в долларах исчислялась цифрой с пятью нулями, но Гуров отказался!