В тайном поселке в Крыму люди живут в темноте и можно "прикоснуться" к звездам

12 сентября 2012, 13:46
В Научном 55 лет ученые живут в темноте, чтобы дальше видеть, и спасают горожан от "Лексусов"

Реклама

Представьте себе поселок, где в единственном кафе подают имбирный напиток и вегетарианские пирожки, где нулевой уровень преступности, идеально чистые, но безымянные улицы, а уровень IQ его обитателей стабильно зашкаливает. Увидеть такое чудо можно не в далеких развитых странах, а в Крыму, если, не доезжая из Симферополя в Бахчисарай, повернуть у Почтового направо и затем все время ехать вверх, пока дорогу не преградит шлагбаум. Сейчас его можно обойти без лишних объяснений с охранником на КПП и просто пойти гулять по чистейшему парку между телескопами разных форм и назначений. В не столь далеком прошлом такой фокус не прошел бы даром, да и само знание об этом месте было уделом привилегированных. Официально это была одна из улиц Бахчисарая, расположенного в 25 км отсюда, а по сути — академгородок с одной из мощнейших в мире обсерваторий, населенный самыми передовыми умами Союза.

В минувшие выходные этот заповедник научной мысли отметил 55 лет жизни. Вполне в традициях Научного днем играла классическая музыка, а вот вечером в честь праздника отошли от общепринятых правил и устроили салют. Обычно после заката здесь избегают яркого света, ведь астрономам, чтобы лучше разглядеть звезды, нужна полная темнота. "Зато вы бы видели реакцию жителей больших городов, когда они поднимают глаза к небу. Начинаются вопросы: почему столько звезд, почему их дома не видно. А потому, дорогие, что живете в постоянно освещенном, пыльном и загазованном месте, — рассказывает Ирина, которая не только является научным сотрудником, но и проводит экскурсии по обсерватории для приезжих туристов. — К нам ведь приезжают даже астрономы-любители со своими телескопами, чтобы здесь пожить в покое и на природе, а ночью — исследовать небо".

"Сегодня в мире начали ценить дистанцию, да? Недавно один дипломат жаловался мне на свою жизнь в Киеве: квартира рядом с посольством, с ребенком некуда выйти погулять — повсюду на тротуарах припаркованы "Лексусы". Ведь так невозможно жить", — ужасается Нелли Орлова. В Научный она приехала еще в 50-х, и с тех пор даже не думала отсюда переезжать, более того, сюда она притягивала виднейших представителей как науки, так и искусства. И продолжает притягивать в свои "слегка за 70". "Чтобы вы понимали, сюда приехали люди из Москвы, из Петербурга — интеллигентнейшие люди. Конечно, здесь восхитительная природа, были все условия для работы, но культурный голод утолять было нечем. Так Научное начало нуждаться в поэтах, музыкантах и художниках. А они потянулись к нам ради покоя, отдыха и думающего зрителя", — объясняет Нелли Евгеньевна.

Реклама

В 60—70-х она устраивала здесь выставки художников-авангардистов. Она же, прожив большую часть жизни в поселке посреди крымского леса, умудрилась завязать крепкую дружбу с Андреем Вознесенским, детским поэтом Владимиром Орловым. Здесь бывали Булат Окуджава, Алемдар Караманов, Василий Аксенов, Юрий Шевчук. Об этих именитых гостях Нелли Орлова вспоминает, прохаживаясь по своей квартире-музее: здесь все стены в картинах ее дочери и друзей-художников, библиотеке может позавидовать любой искусствовед, и в доме нет ни одной полочки, на которой не было бы антикварных вещиц, семейных реликвий и подарков заезжих знаменитостей.

"Этот фрагмент древней амфоры выловил в Балаклаве и подарил мне Андрей Макаревич, — задумчиво перебирает Нелли Евгеньевна свою коллекцию и добавляет вполне буднично: — А за этим столом родилась идея романа "Остров Крым". Обезоруженному слушателю она рассказывает, как Вознесенский приехал к ней вместе с Аксеновым, как они сидели на ее кухоньке допоздна: "И тут Василий спрашивает меня, есть ли у меня лопата. Я говорю, конечно. А он: "Неси! Сейчас поедем на Перекоп, раскопаем перешеек и оттолкнемся!".

Сегодня туристов здесь гораздо больше, однако не столь именитых. Едут как из городов Крыма, так и со всего СНГ. Каждый вечер здесь организовывают спецпрограмму: короткий экскурс в историю, прогулку по парку и посещение нескольких телескопов. На одном могут показать, например, Луну, на другом — какую-нибудь из звезд, на третьем — самую эффектную из планет — Сатурн. Большинство туристов, вдохновившись вполне бюджетными ценами (экскурсия — 50 грн с человека, номер — до 100 грн с человека за сутки), возвращаются вновь, чтобы детальнее изучить поселок, а также окрестные горы и леса. Так, в выходные в местной трехэтажной гостинице еще сталинской постройки нет свободных мест. Но оживает Научный лишь с появлением приезжих. Посреди буднего же дня здесь можно не встретить ни одного человека за час прогулки, а несколько здешних магазинов имеют привычку закрываться еще в обед.

Реклама

Влечет туристов, но проигрывает Чили

Сейчас в поселке живут, если верить данным последних выборов, 750 человек избирательного возраста. Многие из них — пенсионеры, которые приехали в Научный еще в 50—60-е. Их дети и внуки в большинстве своем выбрали профессии, далекие от астрономии, и разъехались по миру. Молодежь в Научный приезжает с охотой, но ненадолго. Работы в обсерватории хоть отбавляй, а вот с жильем — проблемы, как и с финансированием новых проектов. Вот и выходит, что поселок постепенно стареет и превращается из прогрессивного научного центра в Мекку для туристов и романтиков.

"И это нормально, — успокаивает нас Нелли Орлова. — Сейчас все передовые исследования ведутся из космоса, а не с земли. Правда, наземные работы дешевле, но для них есть такие обсерватории, как в Чили — на высоте более 2 тыс. м над уровнем моря, а мы здесь — всего лишь на 500 м".

Спрятались в лесу от света и пыли

Первоначально центр астрономической жизни Крыма располагался в Симеизе — в начале прошлого века здесь построил обсерваторию, а затем передал в дар ученым меценат Николай Мальцов. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена, а когда принялись восстанавливать, поняли, что ЮБК — не самое подходящее место для такого объекта — слишком много света и пыли источали ближайшие города и поселки, нарушая тем самым прозрачность атмосферы. Поэтому ученые, не оставляя восстановительных работ в Симеизе, выбрали еще одну точку в Бахчисарайском районе — на высоте 550—600 м над уровнем моря был тихий лес, к которому лишь с одной стороны подбирались небольшие села. Крупные же "светила" — Симферополь, Севастополь, Ялта и Бахчисарай — виднелись вдалеке и не мешали исследованиям ночного неба.

Строить обсерваторию в Бахчисарайском районе начали уже в 1946 году. А создав всю необходимую научно-исследовательскую базу, в 1955 году взялись и за строительство гостиницы, административных зданий, мастерских, двухэтажных домов в сталинском ампире с просторными квартирами для сотрудников, позже возвели школу и детский сад. Сюда приехали инженеры, рабочие, учителя и прочие специалисты, призванные обеспечить ученым такие условия труда и быта, чтобы их ничто не отвлекало от звездного неба. И уже в 1957 году были официально утверждены границы поселка, а сам он получил имя — Научный.

Фото: Сергея Назарова.