У 48 ханов Бахчисарайского дворца было четыре гарема, баня и соколиная башня

18 октября 2012, 12:08
Перед окнами дворца проводили военные парады, за обедом, приготовленным десятью слугами, читали стихи, а мать правителя скрывали за ширмой, но слушали

Реклама

На этой неделе свое 95-летие празднует Бахчисарайский дворец. Конечно, резиденция крымских ханов куда древнее и была построена два с половиной века назад, но лишь в начале прошлого столетия начала работать как музей.

Удивительно, но историки сегодня точно не знают даже, в какой из комнат находилась спальня хозяев, коих тут побывало 48. "И даже стены скрывают былую красоту", — рассказывает научный сотрудник Решат Алиев. Он объясняет, что под краской скрываются оригинальные росписи, которые уже после присоединения Крыма к России были закрашены известкой во время ремонтов, проводимых в ожидании визитов членов царской семьи. Пытаясь навести марафет, архитекторы в разное время снесли три из четырех зданий гарема, Зимний дворец и другие постройки.

Хан-Сарай — это летняя резиденция, в которой были воплощены все представления архитекторов о райском саде. Сюда заселялись при назначении на ханство со свитой, гаремом, семьей. Размах был соответствующим — 18 гектаров имения с садами и строениями, которые со временем сократились до современных 4 гектаров. Дворцовый комплекс был окружен водным каналом, отапливался (несмотря на теплое крымское лето) многочисленными каминами.

Реклама

На сегодня сохранились Большая Мечеть, сам дворец, корпуса стражи и гарема, баня, соколиная башня. Сколько было уничтожено — доподлинно неизвестно. Если сейчас роскошные дома политиков вызывают споры о том, где они находят деньги на их строительство, то крымские подданные знали, что правитель из рода Гиреев владеет многим: он получал доход с земли и торговли, налог с населения, дань с других народов, жалованье от турецкого двора. Правда, и тратил хан средства не только на себя, но и на строительство мечетей, бань, школ.

На дворцовой площади, где сейчас гуляют туристы, хан даже принимал военные парады, а по праздникам из беседки на втором этаже раскидывал монеты, показывая свою щедрость". Мы поднимаемся в комнаты, где нога туристов не ступала уже 20 лет. "Они на реставрации, — объясняет Решат. — Это посольский зал. Здесь же в нише находится кофейная комната. Кофе к нам доставляли из Турции по морю, а в Турцию — из Сирии. Культ кофе был очень распространен, и в обычном татарском доме его пили, хотя и стоил он немало".

Из посольского зала спускаемся вниз в просторную кухню. "Хан сидел за столом с семьей и свитой, обсуждал политические дела, а так как ханы были мастерами в стихосложении, могли декламировать и стихи. Внизу — кухонный дворик, где работали повара и десять слуг", — сообщает наш проводник и добавляет, что, увы, никто не знает, чем именно кормили правителя. По соседству — гаремные корпуса, обнесенные девятиметровой стеной. Сюда имели доступ только евнухи и хан. Можно лишь предположить, что девушки занимались музыкой и чтением Корана, вышивкой. Выходя из гарема, они скрывали лица, хотя все остальные женщины могли этого не делать".

Реклама

Вообще роль слабого пола в исламском Крыму тех времен нельзя назвать второстепенной. Мать хана даже принимала участие в заседаниях правительства — Дивана. И хотя она пряталась за ширмой от мужских глаз, имела право на решающее слово.

ОТРЕСТАВРИРУЮТ, НЕ ПРЕРЫВАЯ ЭКСКУРСИЙ

В юбилей есть повод поговорить и о проблемах комплекса. Многочисленные туристы часто бывают разочарованы тем, что могут попасть лишь в часть помещений дворца, а остальные закрыты на ремонт.

Как объяс­нил инженер по контролю за ходом реставрации Анатолий Расимов, ждать осталось недолго, сейчас как раз готовится проектно-сметная документация для реставрации главного корпуса: "Делаем запросы в Совмин, чтобы нас профинансировали в следующем году. Деньги на ремонт требуются большие — около 30 млн грн. Результаты реставрации росписей, скорее всего, будут выглядеть так: наиболее сохранившийся период и местами — участки с более ранними орнаментами. В следующем году также планируется реставрировать ныне действующую Большую мечеть. Работы планируем проводить параллельно с посещениями".