Украинские моряки на Кубе полгода сидят на мели и теряют зубы

18 июля 2013, 09:37
Сейчас на судне от голода страдают 19 человек

Реклама

После публикации в "Сегодня" о тяжелом положении, в котором порой оказываются украинские моряки, купившиеся на обещания крюинговых компаний, с редакцией связался первый помощник капитана теплохода "Dart" Максим Ломакин, которому удалось вернуться в Украину после четырех месяцев злоключений на судне. Сейчас на судне, находящемся у берегов Кубы, от голода страдают 19 человек.

По словам Максима, нынешнее положение на судне еще хуже, чем было, его владелец вот-вот подастся в бега, но экипаж все терпит — моряки боятся, что на берег попадут с "волчьим билетом" и больше никогда не выйдут в море. "А мне терять нечего, официально я — безработный, и для меня главное вытянуть оттуда тех ребят, которые взошли на борт этого корыта вместе со мной. Я уже перенес две операции, а на берег был репатриирован по состоянию здоровья — тамошние врачи заключили, что лечиться я должен на суше, поскольку моя травма требует длительного наблюдения", — рассказывает Ломакин.

Условия жизни и работы на судне были хуже чем в тюрьме: на Кубе даже ночью температура воздуха редко опускалась до 35 градусов, а на железной палубе танкера можно было, как на сковородке, еду готовить. Ее, к слову, привозили раз в несколько дней, но поскольку судно стояло обесточенным, холодильники не работали, все, что привозили утром, к вечеру уже было негодным. Голодали. Мыться приходилось под дождем. "Наши украинские хирурги, когда меня осматривали, долго поверить не могли, что можно такую опухоль на ноге из рейса привезти. Говорили — это результат антисанитарии, даже у бомжей такое редко бывает", — жалуется третий помощник капитана Игорь, который не хочет называть фамилию. Вся прошлая и нынешняя смена была застрахована, однако, пролежав несколько месяцев в больнице, люди узнали, что судовладелец покинул страховой клуб, и выплаты не положены. "У Юрки, электромеханика, который остался там, от недоедания и отсутствия витаминов челюсть разваливаться начала, зубы выпадают. У него контракт уже давно закончился, а на берег вернутся не может. Звоним в представительство судовладельца, а с ним уже неделю связи нет", — сетует Ломакин.

Реклама

МОРЯКИ В ITF НЕ ЗВОНИЛИ. На рифах греческий танкер оказался еще прошлой осенью — он сел на мель с филиппинским экипажем, члены которого по истечении времени своих контрактов покинули судно. Вместо них набрали украинцев. Сейчас на борту теплохода Dark — 14 человек из нового экипажа и четверо — из прежнего. И тем, и другим обещали здесь райскую жизнь и беззаботное существование. "С зарплатой будет небольшая задержка, но сами должны понимать — в Греции не все так гладко. А так, отдыхайте себе, рыбу ловите", — сказали нам в одесском крюинге, но никто же не говорил, что все будет настолько плохо. Отсюда даже филиппинцы сбежали", — рассказывает нам моряк из экипажа, находящегося у берегов Кубы. Называть свое имя он, как и остальные, не хочет. Морские юристы говорят: тут необходима помощь профсоюзной организации: "У них есть возможность через ITF надавить на судовладельца и обязать его либо рассчитаться с моряками по задолженности, либо репатриировать больных или тех, у кого закончился срок контракта", — говорит морской юрист Дмитрий Филатов. Моряки уверяют, что в профсоюз обращались и даже успели получить ответ. "Это обычная отписка: мол, мы связались с судовладельцем, он ответил, что никаких проблем с командой нет. Они нас просто бросили. Хотя с каждого моряка имеют в месяц в среднем по 150 гривен членских взносов", — говорит Максим Ломакин. Тем временем в Профсоюзе работников морского и речного транспорта Украины говорят, что с ситуацией на "Дарке" незнакомы. "По имеющейся у меня информации, к нам никто ни из тех, кто вернулся на берег, ни из тех кто якобы находится на борту судна в нечеловеческих условиях, не обращался. Обычно мы достаточно быстро реагируем на подобные ситуации. У нас есть выход на международные организации, и мы имеем возможность повлиять на любого судовладельца. Я не исключаю, что состоят они в каком-то другом профсоюзе, но не в нашем", — говорит председатель Одесской областной организации Профсоюза работников морского и речного транспорта Украины Михаил Киреев. По его словам, в Одессе функционирует несколько десятков профсоюзов, так или иначе связанных с морем, и все они обещают помочь тем, кто попал в беду. "А тут все просто: пригласил секретаршу, поставил стол, печать заказал, вот тебе и профсоюз, знай бери себе деньги. Такие работают при каждом крюинге, но вот реально кому-то помочь, чтобы другие суда нанимателя в порту арестовать, никто из них не может", — говорит Киреев.

УНИЖАЮТСЯ РАДИ ДЕНЕГ. В профсоюзе говорят: ради денег наши моряки идут на унижения, при этом редко кто жалуется. "Я всегда их очень жалею, видели бы вы, в каких условиях им приходится сидеть. А сидят на судне потому, что ждут денег. Бывает, люди на голодном пайке проводят больше года — пока судно за долги владельца пустят с молотка. У нас ведь в стране 70 тысяч моряков, и только 20 тысяч из них в нашем профсоюзе — остальные экономят. Я им говорю: застрянете где-то — потом же вас не достать будет, не слушают, пока сами не обожгутся", — рассказывает Михаил Киреев.

 

Реклама

Фото: М. Ломакин