Уличные музыканты зарабатывают по 1000 грн за вечер – играют ради денег, славы и здоровья детей

15 августа 2012, 11:30
Маэстро в Одессе исполняют хиты на гитаре, флейте и даже на... кастрюлях

Запевай! Гитарист и девушка-перкуссионист играют на Приморском бульваре. Фото: С. Жукова

Уличные музыканты знают, чем удивить прохожих: кто-то отбивает ритмы на африканских бонгах, кто-то демонстрируют мастерство на флейте, а самые оригинальные — играют просто на кастрюлях. Среди них мы нашли музыкального педагога из Минска, перкуссиониста, у которого два деда покоряли сцену нашей Оперы в 30-х годах, студента-юриста и даже гитариста, который днем работает топ-менеджером крупной одесской фирмы.

Играла ради здоровья ребенка

Реклама

Каждый вечер неподалеку от здания Одесской мэрии слышны звуки скрипки — худенькая женщина интеллигентного вида играет трогательные мелодии. Светлана Левицкая — профессиональный музыкант из Минска. "В 2004 году я впервые приехала в Одессу погостить у родни, — рассказывает Светлана. — Тогда в моей жизни сложилась тяжелая ситуация, заболел мой ребенок. И я, преодолев всякий стыд, вышла со скрипкой на Приморский бульвар". На заработанные деньги скрипачка смогла купить продукты и лекарства и с тех пор ежегодно приезжает летом в Одессу — на заработки. Ее супруг такой род деятельности одобряет (пока мы беседовали, он сидел неподалеку, ждал окончания рабочего дня жены).

Репертуар скрипачки — популярные мелодии из кинофильмов и классические произведения. "В молодости я ездила с оркестром на гастроли за границу, — вспоминает Светлана. — Там я впервые увидела, как работают мои коллеги на улицах, и подумала, что в трудную минуту не пропаду. Мастерство меня прокормит". В день Левицкая зарабатывает минимум 200 грн. "В Минске во время празднования дня города за два вечера я заработала 200 евро. А недавно, уже в Одессе, меня пригласили поиграть в ресторане — мужчина решил устроить романтический сюрприз любимой. Тогда за час мне заплатили 200 грн", — рассказывает скрипачка. Когда сезон закончится, Светлана вернется к работе музыкального педагога в Минск.

Реклама

Светлана. Приезжает из Минска. Фото: С. Жукова

За хиты "Чайф" и Цоя бросают 70 грн за вечер

"Не проходите мимо, поддержите одесских музыкантов!" — невысокий парень, улыбаясь, протягивает навстречу прохожим руку со шляпой. Студенты Игорь и Евгений трудятся на Приморском бульваре — пока один играет на гитаре, другой общается, так сказать, с потенциальными инвесторами. "Моя должность называется аскер (от англ. to ask — спрашивать. — Авт.), — рассказывает Игорь. — Это человек, который собирает деньги. Чтобы добиться положительного результата, нужно быть немного психологом, уметь вызвать положительные эмоции, и только тогда люди откликаются".

Реклама

На заработки ребята выходят, как правило, по выходным. Говорят, в эти дни больше зрителей. Иногда гитаристу подыгрывает девушка-перкуссионист. "Сегодня молодежи сложно найти работу, я просмотрел все интернет-сайты по трудоустройству, но подходящих вариантов на лето не нашел, — уверяет Евгений, кстати, будущий юрист. — Родители помогают весьма скромно. А играя на улице, совмещаю приятное с полезным".

Молодые люди исполняют в основном отечественный рок — песни групп "Чайф", "Ленинград", "Машина времени", "Алиса", "Кино". Правда, "оплачивают" их труд весьма скромно — за вечер удается собрать 50—70 грн, которые делят на всех.

"В 12 лет сыграл на зубах "воздушную кукурузу"

Игорь Топчий, или просто Топ, — перкуссионист (ударник, играющий на различных мелких ударных инструментах: ручных, этнических или оркестровых). Колоритный мужчина с бородой работает на улице почти... 12 лет! До этого — играл с разными коллективами. "Моей первой перкуссией были мои зубы. В 12 лет я сыграл на них хит 80-х "Воздушная кукуруза", — смеется одессит. — Хотите, покажу?". Игорь откладывает африканские бонги и начинает отстукивать зубами знакомый мотив. "А если серьезно, хороший перкуссионист должен чувствовать музыку, уметь грамотно передать ритмический рисунок, — говорит музыкант. — Когда я играю, то всегда вхожу в раж".

Игорь родом из семьи оперных певцов. Два его деда, Александр и Нил Топчие, были артистами Одесского оперного театра в 30—40-х годах прошлого века. Сам он впервые вышел на сцену в 5 лет. Сейчас Топа хорошо знают многие одесские музыканты и часто приглашают поиграть вместе с ними на концертах. "Кстати, я чуть не стал математиком, — улыбается Игорь. — Несколько лет учился на мехмате, потом, правда, опомнился. Моя жизнь — это музыка".

Топ. Математиком так и не стал. Фото: С. Жукова

Флейту освоил по книгам

Флейтист Алексей Милентий летом играет на Приморском бульваре, а зимой — в переходах. Алексей — самоучка, играть на флейте научился по книгам, постоянно экспериментируя и тренируясь. Это уже третий музыкальный инструмент, до этого были сопилка и гитара, с которой он когда-то ездил по фестивалям авторской песни. А еще Алексей неплохой электротехник (по крайней мере, так о себе говорит), в свое время окончил курсы телемехаников. "Сегодня я вышел на Приморский в 7 часов вечера, — рассказывает Алексей. — Программа обычно занимает 2 часа, это 40 песен — шлягеры 70—80-х лет, песни из кинофильмов. Я стараюсь подбирать то, что люди хорошо знают, тогда они реагируют охотнее. По словам флейтиста, лучше всего дают деньги пенсионеры и люди среднего возраста, а молодые, как правило, проходят мимо. "Если ты играешь и получаешь от этого удовольствие, — продолжает Алексей, — люди это чувствуют и не остаются равнодушными". В среднем в день удается заработать около 100 грн.

"Я знаю уличных музыкантов, которые за вечер иногда могут получить 800—1000 грн. Все зависит от уровня музыканта, его мастерства и везения. Даже не от инструмента. Помню, однажды у уличного музыканта сломалась гитара, но он не растерялся, а стал отбивать мелодии на кастрюлях. Он делал это так виртуозно, что собрал вокруг себя солидную аудиторию! И неплохо заработал".

Алексей. Играет хиты 70—80-х. Фото: С. Жукова

Днем — топ-менеджер, вечером — гитарист

Неподалеку от Дюка часто можно увидеть интеллигентного молодого человека в очках с гитарой. У Алексея — два высших образования (экономическое и юридическое), которые он получил в Донецке, откуда, собственно, и приехал. Сейчас, по его словам, он занимает солидный пост в крупной фирме, и дабы не афишировать свое занятие перед начальством, попросил его не фотографировать.

"Я играю для своего удовольствия, — признается парень. — Но если удается хорошо заработать, то, конечно, рад. Мне приходилось играть на улицах и Киева, и Донецка, но лучше всего все-таки в Одессе. У нас люди сразу откликаются, и власти не запрещают. В Киеве, только разложишься, через минуту подойдет милиция и запретит играть. А в Донецке прохожие денег не дают". Алексей рассказал, что большая часть гитаристов на улицах — приезжие, это молодежь, которая живет одним днем. Ребята отправляются в авантюрные путешествия по Украине автостопом, а ночуют, как правило, в интернет-клубах. "Музыканты немного завидуют заработкам друг друга. Но если, например, у кого-то порвется струна, его всегда выручат, несмотря на конкуренцию, — говорит Алексей. — Ведь своей игрой человек зарабатывает на хлеб".