В Харькове старинные особняки ветшают и рушатся

9 июля 2013, 10:20
Студенты вышли защищать дома с историей

Реклама

Десятки исторических зданий Харькова, в которых еще век назад обитали зажиточные горожане, сейчас находятся в полуразрушенном состоянии. Недавно вокруг одного из таких архитектурных памятников — дома по ул. Чубаря,7, где в ХІХ веке жил именитый отоларинголог Степан Сурукчи, который вернул голос легенде русской оперы Федору Шаляпину — разгорелся скандал.

У дома Сурукчи, где сейчас заколочены окна и двери, собирались харьковские поэты, музыканты и актеры, чтобы при помощи мини-концертов привлечь внимание к проблеме. По словам инициатора акций студента университета искусств Андрея Кононенко, нынешний собственник уникального здания обещал вернуть ему первозданный вид, но этого так и не произошло. Боязнь, что дом с богатейшей историей попросту разрушат бульдозером заставила молодежь выйти на улицу. Однако мэр Геннадий Кернес все опасения опровергает. "В стенах мэрии не было принято ни одного решения, которое дало бы возможность снести памятник архитектуры. Собственник этого здания обязан вернуть особняку первозданный вид. Не знаю, когда это произойдет, но здание станет таким же красивым, как и сто лет назад", — заверил Кернес.

Читайте также: Самая богатая женщина Верховной Рады показала особняк с тайной комнатой и 8 шуб

Реклама

Тем временем историки говорят: в городе множество зданий, нуждающихся в обновлении. "К примеру, столетний дом по Полтавскому Шляху, 46 на ремонте уже более 25 лет, а на реставрацию дома по улице Ольминского, 11 хоть и выделили деньги, но этого оказалось недостаточно", — рассказал "Сегодня" историк Максим Розенфельд.

"Пряничный домик" радует фасадом

Двухэтажный особняк на ул. Ольминского, 11, возвели в конце позапрошлого века по проекту архитектора Алексея Бекетова для отоларинголога Николая Сомова. Сегодня же здесь расположились офисы, а несколько комнат занимает медицинское общество. До сих пор прохожие именуют его не иначе, как "Пряничным домиком", ведь с виду розовые стены с белыми колоннами, и правда, походят на суфле. Несмотря на то, что в 2009-м внутри здания провели реконструкцию и даже подмарафетили фасад, его состояние не радует. В подвале осыпается штукатурка и шатается пол, говорят местные обитатели. Если же взглянуть на здание сбоку, открывается неприглядная картина: тусклые обветшалые стены и старые окна.

Реклама

"Крыша мира" пустует в центре

В минуте ходьбы от ул. Пушкинская — в переулке Театральный, 6 — много лет пустует необычное здание. Зодчие рассказывают: век назад здесь была гостиница, где останавливались лишь зажиточные люди, позже вип-номера превратили в коммунальные квартиры, а после пожара в 1980-е жильцов и вовсе отселили. После восстановления туда планировали перенести медицинскую библиотеку, но планы остались лишь на бумаге. Сейчас же от былого шика остались лишь руины: дом без окон, крыши и дверей привлекает только эстремалов и фотографов, которые карабкаются на высоту, чтобы увидеть город с высоты птичьего полета, за что его и называют "крышей мира".

Цирк "Муссури" не стал ни казино, ни варьете

Еще 100 лет назад самый большой в мире цирк находился не где-нибудь, а в Харькове на ул. Карла Маркса, 28. С виду небольшое здание с куполом высотой 70 м, цирк "Муссури" помещал почти 6000 зрителей. Позже в здании разместился оперный театр, а при Союзе здесь проводили партсъезды. Затем здание передали театру музкомедии, но в 1980-е его признали аварийным и труппа переехала. Восемь лет назад "Муссури" продали. По слухам, новые владельцы планировали открыть варьете и даже казино. Но за металлическим забором — груды мусора.

В особняке Шапара теперь обычные коммуналки

По ул. Краснооктябрьской, 26 расположен двухэтажный дом, где 130 лет назад обитал бельгийский промышленник Шапар, который открыл в городе "Фабрику металлических полотен и пробивных жестей" (сейчас — завод им. Фрунзе). Теперь здесь расположились обычные коммуналки. Правда, и в фасаде, и во внутреннем убранстве, которое за век порядком обветшало, еще сохранились остатки былого величия. Местные обитатели восхищаются рукотворными ступенями, кручеными лестницами и сводчатыми потолками.

 

Фото: Я. Янченко, Ю. Крючкова