В Крыму по частям поднимут знаменитую подлодку

10 августа 2013, 10:10
Затем "Щуку" сварят и установят в Феодосии

Реклама

Сегодня начаты работы по обследованию затонувшей подводной лодки Щ-216, которая была потоплена в 1944 году, выполняя боевое задание близ Тарханкута. По словам директора Черноморского центра подводных исследований Сергея Воронова, сформирована экспедиция со всеми разрешительными документами от Минкульта Украины. Правда, из-за волнения на море придется ждать лучшей погоды. "План наших действий выглядит так: до 1 октября обследуем корпус подлодки, а также выясним наличие торпедного или артиллерийского оружия. Если во втором поврежденном отсеке будут обнаружены торпеды, и их состояние будет вызывать беспокойство — подлодку поднимать не будут. Если торпед не окажется — в специализированном НИИ будет заказан проект подъема "Щуки". Если скажут поднимать плавкранами — будем поднимать плавкранами. Если можно будет применять понтоны — используем их. Хотя более надежный вариант — использовать плавучие краны. Все это будет зависеть от состояния корпуса: если там сохранились специальные крепежи, которые остались при сборке лодки, возможно, будут использоваться понтоны. И уже в первой декаде марта следующего года мы приступим к рабочей фазе. Лодка будет распилена на 7 отсеков, поднята и перевезена в Феодосию. Иначе не получится: технологии не позволяют ее перевозить целиком. Потом она будет сварена и установлена в качестве корабля-музея. На самом высоком уровне принято решение о ее установке по месту приписки — в 1941 году это была Феодосия. Вариант Севастополя даже не рассматривался".

По словам Сергея Александровича, инициатива покойного мэра города Александра Бартенева, Музей подводной археологии также продолжает работать: "На даче Стамболи, где и расположена выставка артефактов, идет формирование экспозиций, проводятся работы по консервации подводных материалов. Все артефакты, поднятые с лодки, будут перевезены в лабораторию этого музея. И только после того, как их приведут в нормальный вид, они будут выставлены. Большинство специалистов считают, что вода попала во все семь отсеков. Но в любом случае это своего рода капсула времени: 16 февраля 1944 года время подлодки остановилось. Это исключительный музей — там практически ничего не надо делать, нужно лишь законсервировать лодку. И, конечно, похоронить экипаж. Если все будет благополучно, то к следующему сентябрю (2014 года) лодка может быть установлена на постамент. Скорее всего, из-за больших размеров "Щуки" это будет парк рядом с башней Константина, прямо в центре города".

В свою очередь в Республиканском комитете по охране культурного наследия автономии уже началась работа по изучению архивных документов. Его председатель Лариса Опанасюк говорит что идут активные поиски родственников погибших членов экипажа: "По последней информации, удалось найти четыре человека. Один живет в Израиле, еще двое — в России, и один человек — в Запорожье. Кроме того, один из жителей Евпатории утверждает, что он является родственником единственного погибшего на лодке крымчанина — Николая Нудьги. Результаты исследования получим не раньше начала следующего года".

Реклама

ТАЙНА ГИБЕЛИ "АРМЕНИИ" И "КОММУНИСТА". Скоро Черноморский центр подводных исследований получит новую поисковую технику, которая позволит сделать ряд значительных находок. Например, обнаружить место крушения теплохода "Армения" (из 7 тыс. пассажиров спаслись восьмеро), затонувшего из-за атаки немецкой авиации в ноябре 1941-го. "Мы "исползали" практически все квадраты, предполагаемой гибели судна, — пояснил директор центра Сергей Воронов. — Остались те, что недоступны из-за большой глубины". Еще один интересный объект — транспорт "Коммунист", погибший в 1942 году при следовании из Новороссийска в осажденный Севастополь — вез самолеты, бронетехнику и артвооружение. Теплоход числился пропавшим без вести, обнаружили его дайверы. "Софокл" видит до 140 метров, — продолжил исследователь. — "Коммунист" находится на глубине 113 метров, но в местах его расположения настолько сильное течение, что робот не выдерживает напора воды, его сносит. Потому до сих пор объект недостаточно изучен".

ПОДЛОДКА ПОГИБЛА В БОЮ. На сегодняшний день в мире не сохранилось лодок проекта "Щ-216". Черноморская "Щука" — единственная в своем роде — покоится на глубине 52 метров возле полуострова Тарханкут. Нашли ее благодаря испытаниям подводного аппарата "Софокл-1" сотрудники Черноморского центра подводных исследований. Это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, которая участвовала в Великой Отечественной войне. Совершив 14 боевых походов, она потопила румынский транспортник "Карпаты", который перевозил военное снаряжение и уголь, торпедировала немецкий танкер, совершила транспортный поход в Севастополь. В плавании провела практически год. Предположительно на дно ее отправил немецкий противолодочный корабль. Командир Григорий Карбовский в последний сеанс связи со штабом сообщил, что они атаковали немецкий конвой, после связь прервалась. Советская подлодка, находившаяся рядом сообщила, что зафиксировала 34 взрыва глубинных бомб в этом районе. Экипаж состоял из 44 подводников и трех курсантов. Из Крыма — только Николай Нудьга, остальные из других районов России и Украины.