В Крыму ради фильма укротили дождь, построили аэродром и нашли негламурных красавиц

31 октября 2012, 20:04
Ахтем Сейтаблаев одновременно выступает режиссером и исполнителем главной роли

Реклама

В Бахчисарае, привыкшему к киношной суете, где еще с советских времен режиссеры ищут и находят локации для фильмов о любой восточной стране, на этот раз настоящий ажитотаж, ведь снимается первый крымскотатарский полнометражный фильм о крымском татарине — народном герое, военном летчике и дважды Герое Советского Союза Амет-Хане Султане. Его рабочее название — такое же, как у крымскотатарского танца: "Хайтарма", что переводится как "возвращение".

По приезде в город спрашиваем первую же продавщицу в ларьке, где тут проходят съемки, и она четко объясняет дорогу. Поднявшись вверх по узкой улочке неподалеку от Ханского дворца, видим дворик, в котором и развернулись киношники, внесшие немало суеты в жизнь этой окрестности исторического центра. Вот сидит дедушка Айдер с накладной бородой, живущий в соседнем доме за вполне современным забором, который декораторы закрыли фальшивой стеной. "Я сам приходил сюда, просился, и вот сегодня им понадобился мой типаж", — говорит Айдер Сулейманов. Алексей Кривошеенко в процессе не участвует, но съемочную группу защищает и соседству рад: "Я выезжал на машине — меня пропустили. А для некоторых местных сложно потерпеть — это дикость и невоспитанность". Вообще горожане шутят: мол, теперь здесь настоящий киношный городок, как в США и Индии: "Только там у них Голливуд и Болливуд, а у нас — Бахчивуд!"

Во дворике накрыт стол на 25 человек. Во главе сидит мужчина в годах — отец героя, по левую руку от него — военные в кителях, сверкающих орденами. Один из них — Амет-Хан. Все оживленно о чем-то разговаривают, чокаются, ломают лепешки и едят скромную пищу, которая была доступна в военные годы. Старик решает произнести тост в честь вернувшегося с войны сына и подвигов соседских мужчин. Люди за столом затихают и внемлют. Но тут неожиданно раздается звонок мобильного — в один момент магия кино разрушилась. Оператор кричит: "Стоп". Помощник режиссера уже успел корректно выругать всех, кто забыл выключить телефоны. Теперь человек с мохнатым микрофоном проходит к актерам, чтобы записать звук.

Реклама

Снимая этот важный и эмоциональный отрывок фильма, который будет длиться около двух минут, постановщикам пришлось переставлять рельсы для камеры пять раз. Сначала она проехала вдоль правого края стола, потом — вдоль левого, и под конец — с торца. Итог: три часа катаний и свет, отраженный от всевозможных поверхностей, собранный камерой, оцифрованный и сохраненный на жесткий диск. Такой непростой путь проделывает маленький лучик с площадки до кинотеатров.

"Мы пишем в цифровом формате. Я не скажу, что на кинопленку снимать — это вчерашний день. Просто этот формат позволяет легче работать с графикой и монтажом", — объясняет продюсер Айдер Мурадосилов.

Кстати, долго согласовывая дату, когда нам приехать на площадку, в конце концов получили приглашение в праздник Курбан-Байрам. Поэтому не можем не задать вопрос, почему в такой день не дали людям выходной. Ответил Айдер: "С утра все желающие пошли на намаз, праздник встретили как положено, с молитвой, а потом продолжили работу. Приходится торопиться, так как съемки уже нужно заканчивать. Фильм собираемся запустить в прокат к весне. В первую очередь, покажем его в Украине, потом в Турции, России, Узбекистане, США, Румынии".

Реклама

СПАС СЕМЬЮ, НО НЕ НАРОД. По словам Айдера, сюжет фильма старались маскимально приблизить к историческим событиям. "Восьмого мая Амет-Хан участвует в боях за Крым, после чего берет отпуск на три дня, чтобы увидеться с семьей, поэтому события 18 мая проживает с ними. Мы показываем глазами героя, что происходило в день депортации. Вот все, кого мы видим за столом, и даже его невеста оказываются в вагонах. Тогда ему, как Герою Советского Союза, удалось спасти только родителей и сестру. Он спас семью, но не народ, и теперь не понимает, как такое могло произойти, внутри у него все кипит. Есть еще одна интересная сюжетная линия, в которой Амет-Хан, защищая Ярославль от бомбежки, спасает энкавэдэшника, а тот впоследствии охотится за ним".

Ахтем Сейтаблаев одновременно выступает режиссером и исполнителем главной роли. Он начал карьеру в Крымскотатарском музыкально-драматическом театре, продолжил в Киевском театре на Левом берегу Днепра, а затем стал востребованным в кино, снялся, в том числе, в "Операции "Че Гевара" (2008 год) и "Чемпионах из подворотни" (2012 год).

Когда камера прекращает снимать, актер превращается в дирижера, который объясняет, что кому говорить и какое выражение лица сделать. После все собираются вокруг камеры вместе с ним, чтобы просмотреть и вынести вердикт: "Нужен второй дубль". Щелчок полосатой хлопушки — и магия кино вернулась. Кстати, она сопровождает весь съемочный процесс. Например, недавно привезли спецтехнику, чтобы сделать искусственный дождь, но она не понадобилась — пошел настоящий.

Ахтем действительно похож на военного летчика — не только внешностью, но еще и своим зычным, командным голосом. По его словам, решение утвердить его в этой роли было коллегиальным — из-за внешней схожести с героем. Однако на вопрос, как он чувствует себя в роли Амет-Хана, актер ответил, что никак: "Если начнешь себя чувствовать в роли, сыграешь плохо. Надо просто играть живого человека, со своими страстями, надеждами, любовью. Могли бы вы пойти на героический поступок? Я бы не брал на себя такую смелость. Амет-Хан таранил самолеты не раздумывая. В 1944 году ему было 24 года. Моей старшей дочери — 23. Он мне в сыновья годится, но я себе представить не могу, как могло быть возможно то, что делал он".

СПЕЦЭФФЕКТЫ — КАК В "ДОЗОРЕ" И БЕЗ ГЛАМУРА

У актрис — естественная красота. Фото: А. Керменчикли

Общий бюджет фильма составил $1,5 млн, а сколько заплатили артистам, продюсер не сообщает из-за коммерческой тайны. Сцены в фильме старались снимать с исторической точностью, к чему долго готовились, консультировались с историками и военными специалистами. В киноленте используется соответствующая тому времени техника, которую предоставляет севастопольский клуб любителей военных машин.

Ради сцен на аэродроме тоже постарались: воссоздали его и все сопутствующие декорации на въезде в Бахчисарай. Там же построили для съемок батальных сцен самолет из фанеры, но внутрь поместили настоящие приборы навигации — и опять же все по старым чертежам.

Костюмерам пришлось повозиться и побегать по местным секондхендам. Только там удалось в достаточном количестве найти вещи, которые могли носить во времена Амет-Хана. Девушек из массовки заставили подстричь собственные ногти и поубирать накладные — никакого гламура в кадре.

Самыми дорогими для создателей фильма оказались компьютерная графика и техническое оснащение съемок. Над батальными сценами будут работать ребята, которые трудились над "Дозорами" Тимура Бекмамбетова. Гримеры же отвечают за историческую достоверность образов. Как объяснили сами "перевоплотители": "Люди раньше не только одевались иначе, но у них был другой цвет кожи — в этом вся специфика. Плюс еще и кино военное, потому атмосфера создается, в том числе, при помощи грима: артистам делают шрамы, ожоги, бороды. Кстати, команда гримеров в "Хайтарме" также звездная — они же трудились над образами актеров в фильме "Янки при дворе короля Артура".