В Крыму с трассы сошли 58 автомобилей

16 сентября 2012, 17:29
На ралли в Ялте большинство экипажей не добрались до финиша, Червоненко ушел, чтобы вернуться, итальянцы удивляли пастой у моря, а первое место взяли турки

Всмятку. Большинство авто не дошло до финиша. Украинское фото

Реклама

В минувшие выходные ЮБК вновь пропах дорогим бензином, а по асфальтовому серпантину гоняли спортивные авто — здесь уже в восьмой раз проходило "Прайм Ялта Ралли", причем второй год подряд к этапу национального первенства присоединилась европейская формула IRC.

Как и в прошлый раз, город разделился на два лагеря: противников и сторонников гонок. Первые жаловались на перекрытые ради соревнований дороги. Вторые успевали в пять утра, пока трасса открыта, пробираться на смотровые площадки и оттуда наблюдали за соревнованиями, либо бродили по техзоне на набережной, где механики в перерывах между заездами всего за полчаса должны были реанимировать авто, успевая за это время поменять разбитое лобовое стекло, смятый капот и все шины.

Особенно широко в этом году развернулась в Ялте итальянская команда: пока мужчины колдовали над машинами, девушки прямо у моря готовили в огромных сковородках пасту для спортсменов. Кроме того, мальчишки всего города (а часто и отцы, и деды) расположились вдоль дороги по всему маршруту, который гонщики проезжали по пути со скоростных участков в техзону и обратно. А один из старожилов улицы Дражинского, ведущей на трассу, даже рассказал нам, как его сосед чуть не лишился своего старенького "Запорожца": "Все машины нужно было убрать, а он пропал куда-то и оставил свою развалюху на дороге. Пришлось переносить "старушку" вручную — иначе ГАИ забрала бы ее на эвакуаторе".

Реклама

По вечерам же ялтинцы и гости города собирались на набережной, где проходили приветствия и награждения команд, звучали официальные речи, пели звезды. В день открытия публику поразил промоутер, гонщик и помощник главы МЧС Украины Евгений Червоненко. Сначала он, заметно погрустневший, объявил, что не сможет участвовать в ралли из-за запрета врачей. А затем, выйдя на сцену с четырехлетним сыном Альфредом, он символически передал ему свой шлем и заявил, что вовсе покидает спорт: "Я неудобный, но я был честный. И благодарен автоспорту за то, что он меня научил при любом падении физическом или моральном ударе — а ведь предают только свои — встать с колен, отереться и идти вперед".

Однако уже на следующий день настроение вдохновителя гонок значительно улучшилось: с дистанции сошел главный его конкурент за первенство в стране Валерий Горбань, а значит, Червоненко получил шанс взять золото спустя месяц на финале Чемпионата Украины в Херсоне. "Евреи прощаются, но не уходят, — пошутил он. — Осталось поправить здоровье, получить разрешение у жены и шлем — у Альфреда".

В первый вечер на набережной выступали Radio Killer и Inusa Dawuda. Во второй — дуэт "НеАнгелы" и Тина Кароль — сама любительница скоростей: "Мой муж в юности занимался картингом. Я когда опаздывала в музучилище, знала, что он меня домчит за семь минут. А вот сама не гоняю с тех пор, как попала в ДТП в октябре прошлого года. Я тогда просто помяла машину, но поняла, что это не мое", — поделилась с нами артистка. Спеть на закрытии организаторы пригласили Светлану Лободу.

Реклама

А вот на закрытых вечеринках спортсмены и особенно важные гости зажигали под музыку отечественных диджеев, соревновались в запуске игрушечных гоночных авто, наслаждались шоу от мастериц синхронного плавания и показом мод. А на закрытии для гостей спел лично Евгений Альфредович. Песню "Мой друг" Игоря Крутого он посвятил всем, кто ему помогал в организации гонки и по жизни. Среди гостей в разные дни были глава госслужбы молодежи и спорта Равиль Сафиуллин, нардеп-регионал Павел Климец, председатели крымского парламента и правительства Владимир Константинов и Анатолий Могилев, крымские министры и депутаты и даже Виталий Кличко, заглянувший в вип-зону после того, как провел в Ялте митинг своей политической силы.

"Это невероятно, как широко у вас проводится ралли. Ни на одном другом этапе ни в одном другом уголке мира не делают таких вечеринок и концертов", — удивлялся Франциско Роса Коэльо, промоутер IRC с Азорских островов. Однако в Крыму он узрел не только преимущества: "У нас правительство является основным спонсором гонок, и власти понимают, что такое событие очень нужно и выгодно, что ралли — не для людей, а для страны и для города. У вас же почему-то правительство не финансирует гонки".

Кстати, победу одержал турецкий экипаж на Ford Fiesta во главе с Ягизом Авчи. Второе место, а также премия Colin McRae Trophy за самое зрелищное вождение досталось французу Роберту Консани на Renault Megane, а третье — венгру Лазло Визину на Scoda Fabia. В награду они получили подарки от спонсоров. Денежный приз в этой формуле отсутствует, и командам приходится терпеть убытки независимо от того, какой они показали результат.

СЖИГАЛИ ПО 2 ТЫС. ЕВРО ЗА ДЕНЬ ГОНОК

С первого дня организаторы не скрывали разочарований по поводу весьма скудного бюджета гонок, а фанаты — из-за отсутствия в Ялте фаворитов формулы. Такой финансовый кризис промоутеры объясняют упадком на рынке рекламы: многие европейские команды просто не получили от спонсоров средств, чтобы приехать к нам. Для них участие в ялтинском ралли обходится в сумму от 30 до 50 тысяч евро — зависит от численности команды и расходов на дорогу. А только на специальное высокооктановое топливо для одного авто на один день соревнований уходит около 2 тыс. евро.

С финансированием самого этапа ралли в этом году также возникли проблемы. Евгений Альфредович признался нам, что оплатил львиную долю расходов из своего кармана, намекнув, что речь идет о сотнях тысяч евро: "Но если мне не будут мешать, ралли в Ялте будет проходить впредь".

НЕ ХВАТАЛО ЛАМП И КОНДИЦИОНЕРОВ

Что касается подготовки города к ралли, Ялта в целом выдержала этот экзамен. Все три дня в четыре утра на улицы выводили максимум техники и сотрудников коммунальных служб, чтобы успеть до пробуждения туристов и спортсменов убрать следы вчерашних гуляний. Круглосуточно на набережной дежурили усиленные наряды милиции, пожарные машины и медики. Так что обошлось без эксцессов. Правда, нехороший сюрприз в последний день соревнований гонщикам преподнесла природа — загорелся лес неподалеку от трассы — в районе водопада Учан-Су. К счастью, за пару часов огонь локализовали, залив его морской водой с вертолета Ми-8.

Однако некоторые огрехи оказались непобедимыми. Еще в прошлом году менеджер по развитию IRC, известный гонщик Жан-Пьер Николя жаловался нам, что в зале Ялтинского морского порта, где проходила финальная пресс-конференция, не мешало бы поставить дополнительные кондиционеры.

Спустя год итоговая встреча со СМИ проходила здесь же, но теперь здесь было не только очень жарко — в зале отсутствовало освещение. В итоге операторы канала "Евроспорт" с интересом наблюдали, как технический персонал гонок сооружал пирамиды из столов и стульев, а на них водружал софиты. "У вас удивительная страна, — резюмировал Жан-Пьер Николя. — Но я не могу сказать, что организация стала хуже в этом году. Она осталась на том же уровне, и вам еще предстоит над ней работать".