В Крыму трупы становятся товаром. Мусульмане, следуя обычаям ислама, могут попасть за решетку

14 мая 2013, 06:50
Если захоронить человека без разрешения медиков и милиции – у родных не будет официального свидетельства о смерти и они останутся без наследства

Место происшествия. Родственники, забирая труп, становятся подозреваемыми в совершении преступления. Фото: ktv.odessa.ua

Ситуация нестандартная, отчасти детективная — когда оперативники и судмедэксперты фиксируют исчезновение трупа с места происшествия — у правоохранительных органов в Крыму приобретает характер штатной. При разбирательстве выясняется, что в этом нет ни мистической, ни криминальной подоплеки: мусульмане — родственники жертвы, следуя канонам ислама, производят захоронение в тот же день. Они пользуются конституционным правом на свободу вероисповедания, но при этом нарушают нормы регистрации смерти человека.

СМЕРТЬ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ. Жительница поселка Фонтаны Симферопольского района Зейнеп рассказывает, что из-за такой коллизии у них возник конфликт с местной милицией: "Ночью ко мне прибежала соседка, говорит — ее мужу Эскендеру стало плохо. Вызвали скорую, приехала она через 15 минут, но врачи помочь уже не могли — он скончался. А ему было всего лет 40. Потом приехала милиция, которая требовала отдать тело на судмедэкспертизу. Родственники и соседи запротестовали, они не хотели, чтобы труп вскрывали. Мы с ними препирались до утра, пока медики не сказали, что смерть наступила предположительно от инфаркта. Тогда в милиции отступились и позволили захоронить по всем канонам ислама".

Реклама

Главный врач скорой помощи Симферополя Лидия Прохасько рассказывает, что сейчас ситуация вокруг системы судмедэкспертизы упрощена,по сравнению с тем, как это было еще пару лет назад: "Раньше, согласно приказу МОЗ Украины, для констатации смерти в обязательном порядке вместе с судмедэкспертами и работниками милиции выезжали и врачи поликлиники. Медики просто физически не успевали выезжать на каждую смерть. Бывало и по восемь часов люди ждали. Сейчас, если мы констатируем смерть, независимо от того, была ли это смерть тяжело больного, суицид или криминальная смерть, то обязательно оповещаем милицию и уже с ее разрешения оставляем труп родственникам. В случае если умирает хронически больной, мы подаем в поликлинику сигнальный лист. Уже оттуда приезжает врач, который наблюдал этого пациента, чтобы вместе с милицией провести внешний осмотр и решить, нужно ли вскрытие. Но недавно в моей практике был случай, когда утром скончался онкобольной: мы приехали, констатировали смерть и объяснили родным, что обязательно нужно дождаться формальной процедуры — приезда милиции и судмедэксперта. Они ждали несколько часов, а потом решили, что все-таки не успеют похоронить до заката солнца. И тогда прокуратура всерьез занялась этим случаем, даже стоял вопрос об эксгумации. Но обошлось без этого, когда были подняты все медицинские документы, тщательно изучили и перепроверили историю болезни".

Сотрудник уголовного розыска Феодосийского горотдела МВД рассказал нам, что при принятии нового УПК в крымской милиции ожидали возмущения среди мусульман, поскольку по новым нормам (действуют с осени 2012 г.) экспертиза может затянуться.

"Мы опасались, что нам не будут отдавать трупы, — говорит оперативник Руслан Изетович. — Дело в том, что если человек умер где­-то в гостях или в дороге — необходимо делать экспертизу. Без этой процедуры можно обойтись сейчас, если это был человек пожилой — старше 65 лет, и он умер у себя дома. В милиции тоже понимают, что каждого вскрывать нет надобности: за день дежурства могут умереть пятеро человек и это в основном пожилые люди. Но если вдруг человека похоронили, а есть подозрение, что его убили, и при этом не было экспертизы — возможна и эксгумация. В случае преступления даже родственники будут искать истину. При несчастном случае, если труп с места ЧП был перемещен родственниками — им ничего не грозит. Но если это была попытка скрыть преступление, тогда будет выдвинуто обвинение в пособничестве данному преступлению".

Реклама

 

Акт вскрытия может быть оправдан только при подозрении на убийство

ТРУП ЗА ДЕНЬГИ. Симферопольский юрист Арслан Куртумеров говорит, что нередко разбирает ситуации, когда человека с патологическим заболеванием, зафиксированным в истории болезни, после его смерти все равно вскрывали, вопреки протестам родственников-мусульман: "Следователи объясняют, что им без судмедэкспертизы невозможно установить объективную причину смерти. Якобы даже при наличии истории болезни не исключен случай завуалированного отравления. А если есть внешние повреждения — при падении или ДТП, — то вскрытия в любом случае не избежать. Поэтому уже было в моей практике не раз, когда люди выкупали трупы своих родственников, чтобы захоронить по канонам, — перестраховываются. Если же сами забирают труп с места происшествия, то потом имеют серьезные проблемы с оперативниками — опять же, как это ни прискорбно, им приходится откупаться".

Реклама

Заместитель муфтия мусульман Крыма Айдер Исмаилов говорит, что для ислама истина очень важна: "Акт вскрытия может быть оправдан, если есть подозрение на насильственное убийство. Преступление должно быть наказано и с исламской точки зрения даже эксгумация оправдана. Истина, по законам ислама, должна быть установлена. Когда вскрывают больных или стариков — это необоснованно и канонически не может быть принято. Нужно оговаривать эти моменты с родственниками. Если человек попал в ДТП и скончался, сложно сказать определенно, нужна ли экспертиза. Мы сталкивались с прецедентами, когда необоснованные вскрытия происходят. Когда люди умирают от болезни в больнице — врачи производят вскрытие необоснованно, или когда человек скончался от старости. Родственники, опекуны претензий не имеют и заявляют: "Мы против вскрытия!", но все равно производят вскрытие. Хорошо бы, чтобы эти моменты были оговорены между родственниками и властями".

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ МУСУЛЬМАН УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС НЕ ИЗМЕНЯТ

Погребение. Важно помнить — после смерти жизнь продолжается. Фото: ДУМК

Юрист Тейфук Гафаров говорит, что Духовное управление мусульман Крыма должно разъяснять властям и взаимодействовать с ними, чтобы у мусульман не возникало проблем в случаях с погребением родственников: "С одной стороны, это правильно, если дать право сотрудникам милиции и медикам по внешним признакам определять причину смерти, а с другой — у них появляется простор для коррупции, надуманный повод для вскрытия. Ведь всегда допускается вероятность, что за смертью родственника стоит доведение до смерти. Да, сейчас внесли изменения в новый Уголовно-процессуальный кодекс, но реализация его еще хромает, и в будущем возможны корректировки. Отдельно для мусульман нормы, конечно, не пропишут, но возможность ускорить процесс прохождения экспертиз есть. В моей практике, когда были подозрения на насильственную смерть, родственники давали деньги, чтобы все формальности проходили быстрее — не нарушали их, а просто ускоряли. Если же захоронить без разрешения медиков и милиции — у родных не будет официального свидетельства о смерти. А без этого документа они останутся без наследства — человек юридически не будет считаться умершим. Еще бывает, что наследники, получая свидетельство о смерти, не всегда успевают вовремя обратиться к нотариусу или вовсе об этом забывают. Через два-три года вспоминают, а наследства уже нет: закон обязывает территориальные громады изымать земли, которые никем не унаследованы"