В Одессе закрывают единственную туббольницу: куда пойдут больные бомжи, безработные и наркоманы

30 ноября 2012, 08:05
Медучреждение закрывают на капремонт — мол, лечить людей в таких жутких условиях нельзя, однако денег на проект нет

Реклама

Похоже, миллионная Одесса может лишиться единственной городской противотуберкулезной больницы, расположенной в курортном поселке Черноморка. Медучреждение закрывают на капремонт — мол, лечить людей в таких жутких условиях нельзя, столетние корпуса уже четверть века не ремонтировались. Но сохранит ли лечебница свой профиль после реконструкции, а, главное, собираются ли ее вообще восстанавливать, — большой вопрос. Денег на реализацию многомиллионного проекта в бюджете нет. В этом году город выделил всего 350 тыс. грн на ремонт одного из пяти корпусов, но и эти скудные средства из-за бюджетных дыр никак не дойдут до адресата. "Мы ждем. Может быть, до конца года дело прояснится. Деньги на бумаге как бы есть, но по факту их нет. Пока делаем то, что в состоянии выполнить своими силами — где можно, подшпатлевать, подкрасить", — говорит главврач городской противотуберкулезной больницы №1 Ольга Панченко.

Между тем, официально больница уже полгода как закрыта — по решению районной СЭС. Там не скрывают, что вопрос стоит ребром: либо полная реконструкция в кратчайшие сроки, либо вывод оттуда всех до единого больных: "К ним — очень большой перечень требований, касающихся санитарного законодательства. Пока предписания не будут полностью выполнены, я не отменю своего постановления. Мы запретили прием новых больных. Большинство тех, кто там был, распределены по другим медучреждениям. Сейчас решается вопрос переведения оттуда всех людей", — сказал главврач СЭС Киевского района Одессы Игнат Сафян.

Сегодня из пяти корпусов на 250 мест лишь один обитаем всего на четверть. По документам в лечебнице числится примерно 40 больных и работает полтора десятка медиков. Руководство сменилось чуть больше года назад, почти 30 сотрудников в связи с реорганизацией уволили. "Мы избавлялись от них, потому что тут была полная бездеятельность. Они сидели и ничего не делали. Когда отремонтируемся, наберем новых людей", — обещает завотделением больницы Олег Астафьев.

Реклама

Читайте также: Украинцы болеют туберкулезом, который не берут обычные лекарства

В противотуберкулезной лечебнице успокаивают: на самом деле ничего страшного не происходит, учреждение никто ликвидировать не собирается — мол, пожалуйста, не поднимайте шум. На вопрос — чему и кому мы можем помешать, поднимая проблему чрезмерно затягивающейся реконструкции, завотделением так не нашелся, что ответить.

Тем временем горздрав уже сделал следующий ход — издал приказ о сокращении вместительности туббольницы до 60 мест "до открытия после капремонта". "По закону, если инфекционную больницу закрывают, то в другом месте должны открыть такую же. Этим вопросом должна заниматься прокуратура", — считает Ольга Панченко. Больных же одесситов пока направляют в три областные клиники (диспансер на Белинского, больницу на Слободке и стационар в Белгород-Днестровском районе), где, разумеется, и своих инфицированных хватает. "Они в состоянии принять всех больных города, если ситуация коренным образом не изменится и не будет вспышек", — уверяет городской фтизиатр Оксана Леоненко-Бродецкая.

Реклама

На учете — 1300 больных, а бомжей не считают. На территории больницы мы увидели меньше десятка пациентов. "Оставили только самых тяжелых. Повезло нам", — улыбается пациентка неопрятного вида и пытается схватить меня за руку, мол, проведем, все покажем. Почти весь здешний контингент такой: бомжи, безработные, бывшие зэки, наркоманы. В палатах — только те, кто не в силах подняться с коек. Остальные разбредаются кто куда: попрошайничают, собирают бутылки. Многие из них — с резистентной, то есть стойкой ко многим лекарствам формой заболевания.

В отделении признаются: в другие учреждения переводят не всех, все зависит от наличия мест в облбольницах. А тех, кто прошел интенсивный курс терапии, — выписывают. "На 1 января 2012 в Одессе на учете было 1300 больных — столько же, сколько в прошлом году", — говорит городской фтизиатр. А вот сколько из них лечатся на стационаре, даже в горздраве теперь не знают. Бомжей не считают вообще: область считает их городскими жителями, а город от них отказывается.

Заключенных — в общий СИЗО. 26 подследственных из местного стационара недавно перевели к остальным заключенным в СИЗО, где здоровые и больные теперь будут содержаться в одном помещении. Врачи уверяют: вспышки инфицирования это повлечь не должно. "В общем СИЗО организовали отдельные камеры для больных туберкулезом. Департамент исполнения наказаний арендовал у нас один из корпусов с конца 1990-х. Сейчас они его разобрали, сняли вышки, забор, забрали оттуда колючую проволоку, решетки. Корпус тоже предназначен под ремонт", — говорит завотделением Олег Астафьев. Местные обитатели, по указанию врачей, продолжают разгребать оставшийся от зэков мусор.

Реорганизация затронула не только городскую противотуберкулезную больницу — два года назад, по решению горсовета, три противотуберкулезных диспансера (на Преображенской, Филатова и Атамана Головатого) объединили в один: с отделениями без главврачей и единой администрацией. Такой шаг, по расчету чиновников, должен позволить сократить расходы на содержание учреждений.