В XIX веке в гимназии учились до 22 лет, но не имели права ходить в буфет и театр

9 февраля 2013, 14:10
Надзиратели старались держать под контролем всю жизнь учащихся, все их действия и даже мысли

Прилежность — в учебе и одежде. Фото: архив гимназии №1 им. Ушинского

Сегодня все чаще родители при выборе школы обращают внимание не только на учебную деятельность школы, но и на то, какие нравы и традиции царят в ее стенах. Ведь подразумевается, что в школе ребенок не только учится, но еще и становится личностью. И в противоположность сегодняшним демократичным методам воспитания в школах, подход к образованию в XIX веке существенно отличался.

ПОД НАДЗОРОМ. Сведения о былых порядках сохранились в одном из старейших учебных заведений Крыма — гимназии №1 им. Ушинского в Симферополе. До 1917 года здесь была мужская гимназия, в которой начальствующие лица — надзиратели, смотрители, инспектора, гувернеры и директор — оказывали огромное влияние на всю жизнь и быт гимназиста. Обычно учащиеся жили под постоянным наблюдением, потому и в рамках определенных правил.

Реклама

А вот обязанностей было хоть отбавляй: посещение утренних и воскресных богослужений, прогулки по строго определенному времени — до восьми вечера. Существенно отличался и возраст ученика: если сейчас в школу отправляют детей с 6 лет и учат до 17, то в те времена личность воспитывали с 12 и аж до 22 лет.

В ТЕАТР — С РАЗРЕШЕНИЯ. Запреты касались всего: тем, кто жил на ученической квартире, нельзя было даже самостоятельно покупать еду. По распоряжению гимназического начальства, никто из воспитанников не мог иметь у себя ни своих вещей, ни денег. Финансы, если они были, хранились у комнатных надзирателей и употреблялись с их разрешения, покупка съестного и лакомства строго запрещались. Злоупотребления были, но под большой тайной. Переписка воспитанников с родителями и родственниками производилась через надзирателей: каждый ученик должен был отдать незапечатанное письмо для отправки на почту своему комнатному надзирателю, и тот имел право прочесть письмо, если воспитанник не пользовался его доверием.

В музее гимназии до сих пор хранятся документы, подтверждающие, что инспектора и надзиратели старались держать под контролем всю жизнь учащихся, все их действия и даже мысли. Так, в особом гимназическом билете с "Правилами относительно соблюдения порядка и приличий учениками Симферопольской гимназии" прописано, что гимназистам воспрещалось посещать маскарады, буфеты, бильярдные, балкон и галерею театра, а также все увеселительные сады. Ходить в театр, особенно в те дни, когда там ставили пьесы сомнительного содержания, дозволялись не иначе, как с разрешения инспектора гимназии.

Реклама

Гимназия пыталась воздействовать на воспитание учащихся дисциплиной, дабы вырастить из них "благонравнейших граждан". В результате школьников окружали всевозможные правила, запрещения и ограничения. Например, директор считал, что чтение книг без разбору может оказать вредное влияние на юношество. Если дети хотели брать литературу из библиотеки домой, то они могли это сделать только после одобрения преподавателем выбранных томов.

ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ. От былых порядков в гимназии им. Ушинского остались лишь форменные значки с изображением герба учреждения, которые носят на пиджаках ученики младших классов. Что касается остальных школ крымской столицы, то сегодня в них сложно найти какие-либо устои и традиции, и лишь в трех учреждениях из десяти есть школьная форма. Вместо тотального запрета на все — табу на мобильные телефоны и косметику, а наказания ограничиваются вызовом родителей к классному руководителю или записью о плохом поведении в дневнике.

Реклама

Среди тех, кто еще борется за обычаи — общеобразовательная школа №43: здесь даже есть свой кодекс чести для учеников и учителей, который призывает быть добрым, внимательным и честным. А так как школа находится под спонсорским шефством международного аэропорта "Симферополь", то форма учеников выглядит как у ее работников: на белые сорочки здесь надевают синие жилетки со значками авиаторов. Например, в школе №31, кроме формы, есть целый список традиций: день "сладкой линейки", когда участники олимпиад получают сладости, "уроки выживания" и другие. Тем же, кто нарушает правила внутреннего распорядка, могут сделать замечание. Если кто-либо испортил что-либо в школе — с родителей взыщут штраф, но исключать из учебного заведения, как два века назад, не станут.

Сами преподаватели сетуют, что старинные методы воспитания канули в Лету: "Мы учим детей потерянного поколения, — с сожалением говорит директор общеобразовательной школы № 23 в Симферополе Галина Бочарова. — У них на повестке дня материальные ценности, они потеряли разницу между образованием и развлечениями. Девчонки одеваются как попало, запрет на использование мобильных в школе все игнорируют. А наказывать их тяжело, так как родители часто сами одобряют и поощряют такое поведение".

ОСТАВЛЯЛИ БЕЗ ЕДЫ ЗА ПЛОХО ПРИШИТЫЕ ПУГОВИЦЫ

В отличие от многих современных учеников, которые приходят в школу в рваных джинсах и сверкая пирсингом в пупке, к внешнему виду гимназистов требования были строжайшими. Форма гимназистов имела полувоенный характер. Сходные по фасону шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, также пуговицами и эмблемами, а головы покрывали светло-синие фуражки с черным козырьком. В холода надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри либо башлык (капюшон) из верблюжьей шерсти.

Форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой. Брюки — черные, без канта, ботинки — черные, на шнуровке.

Постоянным спутником гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. В старших классах книги и тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые двумя кожаными ремешками. Упаси Бог, если ученик забывал ранец дома — надзиратели его строго наказывали. Невероятное восхищение одноклассников вызывал гимназист, который приходил на занятия без ранца и при этом мог выпутаться из ситуации.

Мальчикам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного и никакого другого цвета. Однако тот, кто осмеливался одеться в разную цветовую гамму, считался среди товарищей взрослым и самостоятельным — на это решались лишь старшеклассники. Все обмундирование обычно покупалось на вырост, у первоклассника часто шинель волочилась по земле, из рукавов не было видно пальцев, тужурка доходила чуть ли не до колен. В семьях, как правило, одежда переходила от старшего брата к младшему.

Малейшие нарушения — расстегнутый воротник, плохо пришитые или неначищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца — сурово преследовались учителями и надзирателями. Наказанием было лишение обеда, жалобы родителям и снижение оценок по поведению.