В музеях Донетчины хранятся плащаница с ликом Христа, шест Бубки и метеориты

30 мая 2013, 06:57
Уникальная коллекция музея пылится на полках архива и лишь изредка выставляется на публику

         

Реклама

В Донецкой области в музейных фондах хранится более 200 тысяч уникальных и редких экспонатов, лишь четверть из них видят посетители. Остальные же годами хранятся в архивах из-за отсутствия выставочных площадей или серьезной системы безопасности. "Сегодня" решила узнать, какие экспонаты хранятся в подземном хранилище Донецкого краеведческого музея и почему они пылятся на полках.

"Самый древний экспонат — ашельское рубило, ему нескольких сот тысяч лет, увы, но оно очень редко выставляется, если же взять палеонтологические находки — есть предметы еще старше! — проводит экскурсию по хранилищу старший научный сотрудник музея Марина Горбова. — Сейчас сталкиваемся с тем, что вещи 50—60-х XX ст. уже становятся музейными экспонатами. Например, есть коллекция советских статуэток, которые выпускали все керамические заводы, начиная с 1920-х. Сейчас это предмет коллекционирования, а стоимость одной статуэтки исчисляется тысячами гривен". Реже всего в музейных залах выставляются предметы из драгоценных металлов. К примеру, в подземелье работники с трепетом хранят дореволюционные медали, а также золотые награды времен ВОВ. Нет среди выставочных экспонатов и целой коллекции редких метеоритов, которая насчитывает около 20 обломков, собранных на территории области. А вот базальтовую статую шахтера-героя социалистического труда не выставляют из-за громоздкости. "Она очень тяжелая, ее сюда заносили 15 человек, а когда спускали — поломали все ступеньки, — объясняет Марина Горбова. — икона Лоретской Божьей Матери еще ни разу не выставлялась из-за своего состояния — она нуждается в очень серьезной реставрации, а подходящих мастеров мы не можем найти".

Кстати, музейные фонды хранят и довольно обычные предметы, которые совсем скоро могут стать очень ценными. Например, за 50 обыкновенными глиняными кувшинами, которые использовали в XIX—XX веках, вскоре могут начать охоту коллекционеры.