В соцсетях кандидаты в ВР выкладывают фото в вышиванках и спорят о языке

17 августа 2012, 08:47
Хотя мало кто из кандидатов в этом признается, но часто за них страничку ведет пресс-секретарь или помощник

Онлайн-агитация. Фото: uainfo.censor.net.ua

Нынешняя предвыборная кампания, кроме традиционной агитации с экранов телевизоров, билбордов и листовок, имеет свое новшество — пиар в соцсетях.  Многие львовяне, рвущиеся в Верховную Раду, активно осваивают этот агитационный инструмент.

Кандидаты выкладывают фото, в основном постановочные: вот они в вышиванках помогают неимущим, а вот — в первых рядах на "оранжевой революции" 2004-го или в июле этого года голодают в Киеве за "мову". Иллюстрации в поддержку украинского языка и против языкового закона, принятого Радой, постят у себе на стенах в соцсетях почти все львовские кандидаты. Из личного — фото с супругами, детьми, собаками, кошками и лошадьми.

Реклама

Большинство претендентов на депутатский мандат завели персональные аккаунты под выборы (от месяца до полугода назад). Но есть и старожилы, как, например, депутат Львовского облсовета Александр Старовойт, идущий в Раду от УДАРа по Дрогобычскому 121-му округу.

"Захожу в среднем один раз в два дня, но на час-два — почти всегда поздно вечером, где-то с 23 до часу ночи, — рассказывает нам Александр. — Черпаю оттуда много полезной информации". Александр признается, что в друзья добавляет не всех — преимущественно людей, которых  знает вживую. Перед добавлением всегда проверяет профиль потенциального "фрэнда". Кандидат уверяет, что для пиара свою страничку использовать не будет. "Пользователь интернета попытку понравиться воспримет скорее негативно, — объясняет он. — "Фейсбук" нам нужен для новых знаний, общения, дискуссий, а не для саморекламы".

Хотя мало кто из кандидатов в этом признается, но часто за них страничку ведет пресс-секретарь или помощник. "Многие политики и чиновники не пользуются компьютером вообще. Только появление планшетов, кажется, изменило ситуацию: многие обзавелись модными гаджетами", — говорит наш источник в облсовете.

Реклама

И совсем немного тех, кто общается на стене с народом. Самые активные — нашеукраинец Владимир Вязивский и фронтовик Игорь Васюник. На просьбу починить дорогу по его округу в Сокале, подкрепленную фото колдобин, Вязивский отчитался: "Общался с руководством района, кивают наверх. Жду теперь ответа на депутатское обращение от службы автомобильных дорог".

Игорь Васюник сам похвалился, что помог жителям одной из улиц прекратить стройку под их окнами. А еще вступил в дискуссию о языке с одним из "фрэндов", и на вопрос, как можно с ним связаться, дал адрес своей электронной почты и телефон помощника.

А вот нардеп со стажем Тарас Стецькив, хотя и имеет рекордное количество друзей на ФБ, не активничает. Только опубликовал декларацию о доходах и нарвался на жесткий комментарий некого "фрэнда" Григория Шевченко, мол, его пенсия по инвалидности — лишь двадцатая часть депутатской зарплаты Стецькива, которая составляет 20 тыс. грн в месяц.

Реклама

"Снова хочешь в Верховную Зраду, кровушку нашу пить?" — приправив коммент нецензурным выражением, написал Шевченко. Нардеп на обидную реплику не отреагировал.

Юрист: "Сначала докажите, что страница настоящая"

Законодательство жестко регламентирует формы и сроки, в которые можно осуществлять предвыборную агитацию, однако, по словам специалистов, на социальные сети эти правила не распространяются, и рассказывать своим "фрэндам" о собственных политических достоинствах кандидаты могут сколько угодно, причем совершенно бесплатно. "Например, для того, чтобы ставить вопрос о снятии кандидата за нарушение правил агитации, сначала нужно доказать принадлежность этой страницы конкретному человеку, — считает юрист Зинаида Левкина. — Я с таким же успехом могу зарегистрироваться под именем любого депутата и вести там активную переписку или агитацию".

Юрист заметила, что такие вещи уже практикуются: "Некоторые недобросовестные политики используют такой ход в своих целях, чтобы опорочить или подставить соперника по предвыборной кампании. Была создана страница с конкретным именем, на которой писали нелицеприятные вещи от имени этого человека на самих же себя. До маразма доходит".

Бороться с такими интернет-террористами крайне сложно. "Конечно, можно сделать запрос в администрацию сайта, чтобы вам указали имя человека, открывшего страницу. Но и там может быть подставное лицо", — заключает Зинаида Левкина.