Жители Донецка ломают новые компостеры жвачками: "Понапридумывали ерунды, а мы мучимся"

2 апреля 2013, 08:57
Дончане вовсю испытывают электронную новинку на прочность

Личный опыт. По салону — вразвалочку, в руках — деньги и билеты. Фото: А. Глушков

В Донецке электронные компостеры с 1 апреля так и не заменили кондукторов на маршруте троллейбуса №2. Как оказалось, далеко не все "рогатые" успели оснастить современными валидаторами, а также не готовы терминалы по продаже билетов на остановках. В салонах по-прежнему работают люди в зеленых жилетах, продающие билеты и помогающие пассажирам разобраться с электронным компостером.

Мы решили примерить форменный жилет кондуктора и подсобить дончанам освоить новинку, а заодно узнать, как проходит эксперимент с "ноу-хау".

Реклама

ПОДГОТОВКА. Перед поездкой мы получаем строгий инструктаж от начальника второго маршрута Валерии Николаевой. "По ходу движения необходимо обязательно стоять боком и держаться за поручни, чтобы не упасть. На двери ни в коем случае не опираться. О том, что прошли инструктаж, распишитесь в журнале", — наставляет Николаева.

В одной руке пачка мелких купюр, две стопки билетов — простые и студенческие, в другой — мелочь на сдачу. Держаться за поручни в салоне оказывается попросту невозможным, поэтому приходится ходить по салону вразвалочку, полагаясь исключительно на чувство равновесия. К тому же дрожат коленки и руки — то ли от усердия, то ли от страха. "Делать надо все быстро и точно, чтобы пассажиры не бегали за вами по салону", — подсказывает присматривающая за нами кондуктор Ирина Цинклер.

Особенно непросто нам пришлось на остановках, когда заходит сразу много пассажиров — необходимо за секунду посчитать в уме, что такое "два студенческих и один обычный" и сколько надо выдать сдачи с сотни. Параллельно необходимо бросить взгляд в предъявленный проездной — на соответствие месяца и попытаться не упасть, когда водитель резко затормозит перед перебегающей дорогу дамочкой с мобильным телефоном у уха.

Реклама

 

Кондукторов оставят. Фото: А.Глушков

РАЗГАР ДНЯ. В обеденное время пассажиров в салоне не очень много. Зато с лихвой пенсионных и служебных удостоверений — из десяти человек как минимум семеро едут бесплатно. Примечательно, но именно пенсионеры возмущаются будущей заменой кондукторов на компостеры. "Понапридумывали ерунды тут, а люди мучаются!" — говорит бабушка на переднем сиденье. "А говорили, вас уберут с 1 апреля!" — обращается к нам пассажир с ребенком на руках.

Реклама

Кстати, несмотря на то, что электронные компостеры работают уже месяц, подсказывать пассажирам, как пользоваться новинкой, приходится практически через каждую остановку.

"Хорошо, что еще певцы не зашли", — говорит кондуктор Ирина. — Заходят как-то тут два бомжа с гитарой. На гитаре — две струны, побренчат что-то и идут по салону, деньги собирают, а запах от них — вы даже не можете себе представить, потом еще минут десять выветривается".

Отъездить несколько кругов — это не всю смену пробегать в холод и жару или в час пик. Ирина Цинклер говорит, что ноги устают очень быстро. "Это еще нам повезло — не было певцов, пьяных и "тяжелых" пассажиров, с которыми тоже нам приходится разбираться", — вздыхает кондуктор.

После круга по маршруту возвращаемся к проходной ДМЗ на отстой. Ирина пересчитывает выручку, а транспортники рассказывают о житье-бытье кондукторов. "Зарплата у нас небольшая — 2,5—3 тысячи гривен, и то если выполнен план, а так можно на руки получить всего 1800, если план не собрал. Кроме того, мы же не только обилечиваем пассажиров — приходится еще салон троллейбуса мыть, подчас ледяной водой", — вздыхают транспортники.

ДОНЧАНЕ ЛОМАЮТ КОМПОСТЕРЫ

Не успели новые компостеры заработать на полную, а дончане уже вовсю испытывают электронную новинку на прочность. "Засовывают туда деньги, бумажки, старые билеты, даже жвачку. Аппараты сразу ломаются, и их приходится долго и дорого ремонтировать", — рассказала "Сегодня" начальник службы движения и эксплуатации КП "Донгорэлектроавтотранс" Людмила Черненко.

В свою очередь кондукторы констатируют, что за месяц с момента введения новой формы оплаты проезда на троллейбусном маршруте №2 дончане так и не привыкли покупать и компостировать проездные билеты. "Очень мало времени дали всем на подготовку — пассажиры ленятся или забывают прокомпостировать талон, некоторые даже пытаются проехать по одному билету несколько раз, а потом начинаются неприятности с контролерами", — рассказала "Сегодня" кондуктор Светлана Иваницкая.

Напомним, ранее замначальника главного экономического управления Донецка Федор Плошай заявлял, что целью перехода на компостеры является удобство пассажиров, уход от человеческого фактора и повышение культуры обслуживания в электротранспорте.

ГДЕ КУПИТЬ БИЛЕТ НА "ДВОЙКУ"

Хотя окончательно кондукторов на "двойке" еще не ликвидировали, в КП "Донэлектроавтотранс" уже определились, где можно купить билеты для проезда в троллейбусном маршруте №2

- "Площадь Привокзальная" (трол. №2)
- "Автосалон Северный" (трол. №2)
- "Универсам "Украина" (трол. №№10, 17, автоб. №73-а)
- "Площадь Коммунаров" (трол. №№10,17, автоб. №73-а)
- "Изумруд" (трол. №№8, 10, 17, автоб. №73-а)
- "Ветка" (трол. №10, автоб. №73-а)
- "Гурова" (трам. №1)
- "Крытый рынок" (трол. №8, автоб. №№32, 83)
- "Покровский рынок" (трол. №8, автоб. №№32, 83)
- "Студгородок" (трол. №2, автоб. №2)
- "Макаронная фабрика" (трол. №№11, 7, автоб. №№28, 46)
- "Калининский рынок" (трол. №8, автоб. №№32, 83)
- "ПКТИ" (трам. №9)
- "Горького" (трам. №№9, 10)
- "Пр. Дзержинского" (трам. №1)
- "Госбанк" (трол. №2, авт. м-т №2)
- "ЛКУ" (трам. №3)
- "Красноармейская" (трам. №№3, 4, 8)
- "Текстильщик" (трам. №№8, 16).